Инновации – такие разные. Как учатся будущие ученые – а как дети мигрантов
Что сегодня подразумевается под инновациями в образовании? Только ли это появление в школах 3D-принтеров и лазерных станков – или инновации бывают не такими заметными? «Новый День» в проекте «Инновации в образовании» попытался разобраться в этом вопросе и показать инновации разными. Из нашего проекта вы узнаете, как может быть инновационным чтение в начальных классах, какие техники применяют в школах, где половина учеников – дети мигрантов, как учатся будущие ученые и инженеры.
Для начала дадим немного справочной информации.
Сегодня в Екатеринбурге работают 163 школы, в которых учатся более 157 тысяч детей. А в 2020 году за счет строительства новых и ремонта существующих образовательных учреждений появится еще 6 150 мест.
В начальном звене большинство школ (86,74%) работают без углубленного изучения каких-либо предметов. Но есть и исключения. Так, более 8% школ предлагают с первых классов углубленное изучение иностранных языков, 2,4% – математики, 1,36% – литературы, еще несколько школ занимаются по программам с акцентом на русский язык и окружающий мир.
В средних и старших классах картина кардинально другая: почти половина школ города (46,5%) предлагают ученикам усиленное изучение различных предметов. Чаще всего уклон зависит либо от профиля школы (математический, инженерный и так далее), либо от условий ее работы (район, особенности учеников и так далее). Чаще всего углубленно изучают русский и иностранный языки, математику, литературу и информатику. Реже – обществознание, биологию, химию и технологию.
Именно школы, у которых есть какой-либо профиль, чаще других становятся инициаторами инновационных проектов, поскольку это дает дополнительные возможности для развития профиля, а также для увеличения финансирования.
По данным департамента образования Екатеринбурга, статус муниципальных инновационных площадок сегодня имеют 19 школ, еще 44 официально считаются региональными. Кроме того, в Екатеринбурге ежегодно проходит конкурс «Инновации в образовании». В 2019 году на нем было представлено 29 проектов от школ и детсадов, лучшим был признан проект детского сада № 438 «Открытое будущее». Еще одной инновацией текущего года стали центры «Точка роста» – они открылись на базе школ № 55 и № 179. Здесь будут внедрять новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии по разным профилям.
В идеале школа должна становиться наставником для других школ, получать статус ресурсного центра. В Орджоникидзевском районе есть гимназия №167, которая долгое время имела статус инновационной площадки по развитию инженерного мышления обучающихся. Они долго и упорно занимались робототехникой, 3D-моделированием и так далее. Проект закончился, но гимназия не хотела бросать тему, необходимо было перевести решение задач на новый уровень.
Сейчас на базе 167-ой гимназии открылась первая в Екатеринбурге лаборатория инженерно-цифрового образования совместно с компанией M-Labs. В ней – лучшее оборудование: 3D-принтеры, станки с программным управлением и многое другое. В этой лаборатории будут заниматься не только дети из гимназии №167, но и дети из других школ. Будем приглашать тренеров международного статуса чемпионата WorldSkills, которые будут готовить детей для участия в соревнованиях. То есть 167-ая стала ресурсным центром для всего Орджоникидзевского района и не только. (Подробнее про лабораторию – читайте в спецпроекте «Инновации в образовании» – в блоке «Концентрация инноваций»).
Естественно, для развития школ необходимо техническое оснащение. Доступ в интернет сегодня есть во всех учреждениях, включая те, что находятся в отдаленных поселках Екатеринбурга. В распоряжении школ: более 20 700 компьютеров, почти 4 тысячи проекторов, около 2 400 интерактивных устройств (панелей, досок и так далее), 290 передвижных компьютерных классов. Школы, участвующие в инновационных проектах на уровне города или области, как правило, получают дополнительное финансирование на закупку различных станков с ЧПУ, компьютерного оборудования и программного обеспечения.
Постоянная инновационная работа в школах Екатеринбурга дает результат: по итогам пятого ежегодного исследования рейтингового агентства RAEX десять образовательных учреждений города вошли в рейтинг лучших школ России по количеству выпускников, поступающих в ведущие вузы страны.
В целом в Екатеринбурге с каждым годом все больше выпускников, которые поступают в колледжи и вузы: в 2017 году таких было 5730, в 2018 году – 5984, а в 2019 году – уже 6422.
Подробнее о том, какие школы в Екатеринбурге внедряют инновации, какие проекты реализуются сейчас – и гуманитарные и технические – читайте и смотрите на видео в нашем спецпроекте «Инновации в школе».
© 2020, РИА «Новый День»