AMP18+

Екатеринбург

/

Готовы ли дети к инновациям

Инновации в образовании, изучение многих дисциплин, профориентация в школе – все это хорошо, но должна быть мера, считают психологи. Всегда надо идти только от своего ребенка – от его мотивации к учебе, способностей и желания. Психолог психологического центра «Обыкновенное чудо» Наталья Корякова дала советы родителям: как не загубить у ребенка желание учиться и своевременно реагировать на его проблемы.

«Новый День»: Сегодня в Екатеринбурге огромное множество школ с определенным профилем, бывает, что углубленное изучение предметов начинается с начальной школы. Ребенок попадает в первый класс по прописке, но там, например, физико-математический уклон, а способности у него гуманитарные. Что делать родителям? Как помочь ребенку, подготовить его?

Наталья Корякова: Надо помнить, что главная задача начальной школы – сформировать окончательно учебную мотивацию у ребенка. Дети в семь лет по-прежнему хотят играть больше, чем учиться, и ведущей деятельностью для них остается игра – только теперь это игра в школу. В этом возрасте учебный материал не должен быть специально ориентирован углубленно на математику, языки или на что-то еще. Образование должно быть широким и разнообразным. Нейроны головного мозга должны образовать огромное количество пока не очень устойчивых связей. Специализация и углубленное изучение отдельных дисциплин начинает иметь смысл для мозга примерно с 11 лет. Так работает физиология.

Программа для начальной школы должна быть построена так, чтобы учитель мог сам справляться со всем объемом того, что он должен дать ученикам. Мозг семилетнего ребенка так устроен, что при освоении новых навыков прежние, которые, казалось бы, уже были сформированы, полностью или частично распадаются. И учебной программой должно быть заложено время на восстановление временно утраченных учебных навыков. Если ребенок пойдет в школу с углубленным изучением какого-то предмета, то родители должны знать, что могут провисать другие предметы. И дома, скорее всего, придется это компенсировать.

«Новый День»: В целом, на ваш взгляд, сегодняшним детям сложнее учиться в школе? Огромный массив информации, всевозможные проекты, олимпиады, профориентация. Как помочь своему ребенку?

Наталья Корякова: Да, современным детям сложнее учиться в школе. Но не потому, что детей просят делать проекты, а потому, что проекты не всегда рассчитаны на детский возраст, и эти работы вынуждены делать родители. Раньше тоже были проекты, но они были рассчитаны на самостоятельное или часто групповое выполнение прямо в школе с одноклассниками, вожатыми, шефами.
Всегда самым лучшим средством помочь ребенку является правильная позиция родителей – взять ответственность. За свою жизнь, за ребенка. Знать потребности ребенка и показывать ему, как он может их все удовлетворить в его конкретном возрасте. Искать выход из любой ситуации. Бывает, что приходится искать другую школу или другого учителя, а бывает достаточно поменять отношение ребенка к его школе или к каким-то учителям. Еще советую родителям полностью отказаться от идеи развлекать ребенка! Учить его на своем примере трудиться и прилагать усилия. Не готовить ребенка к взрослой жизни, а помочь жить свою детскую жизнь со всеми ее трудностями и задачами.

«Новый День»: Про начальную школу поговорили. А как описать современного подростка?

Наталья Корякова: Современные подростки разные. Есть совсем запутанные взрослыми дети, которые могут только потреблять, при этом без разбора качества потребляемого. Есть дети, которые совершенно не могут совершать усилия, не могут трудиться. Есть дети, которые могут думать, придумывать, устанавливать связи между причиной и следствием, между поступками людей, между разными явлениями жизни. Есть дети, которые видят только отдельные фрагменты жизни, не связывая их друг с другом, не видят жизнь целиком.
Еще одна особенность – современные дети не могут ждать, не могут отсроченно удовлетворять потребности – а это признак инфантильности. Мало занимаются творчеством в массе своей, поэтому нет притока энергии, что всегда происходит в творческом процессе. Поэтому вся надежда у них только на деньги, на которые можно купить энергию в разных вариантах. Работа их интересует не с точки зрения области для безграничного творчества, а с точки зрения зарплаты.
Конечно, творчески настроенные подростки тоже есть, но, к большому сожалению, это заслуга не системы, не школы, не программ, а конкретных людей: учителей, родителей.

«Новый День»: А в сам образовательный процесс внедряются какие-то новые методы психологические? Инновационные методы с точки зрения психологии – используются в школах?

Наталья Корякова: Инновационным с точки зрения психологии сейчас было бы ввести уроки чистописания, каллиграфии и русского языка, для того, чтобы вернуть мозгу необходимую ему работу. Отменить тесты и вернуть развернутые творческие ответы. Вернуть пересказ, устные ответы и экзамены. Ну и, конечно, самим учителям надо много свободного времени, чтобы напитываться тем, что потом они будут передавать детям.

Подробнее о том, какие школы в Екатеринбурге внедряют инновации, какие проекты реализуются сейчас – и гуманитарные и технические – читайте и смотрите на видео в нашем спецпроекте «Инновации в образовании».

© 2020, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,