Глава Каменска-Уральского (Свердловская область) Виктор Якимов направил президенту РФ письмо, в котором раскритиковал административные реформы и призвал Владимира Путина незамедлительно принять пятый национальный проект – по сносу и восстановлению ветхого и аварийного жилья и на государственном уровне. Толчком к написанию обращения, судя по всему, послужил намеченный на 17 апреля визит к мэру судебных приставов. Они намерены обязать главу Каменска-Уральского исполнить решение суда (ОАО «Российские железные дороги» в судебном порядке требует, чтобы муниципалитет принял в собственность 46 домов-развалюх), в противном случае Якимову грозят штраф либо уголовная ответственность.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Вынужден оторвать Вас от дел государственной важности проблемами города, где живут 186 тысяч уральцев, – начинает свое послание уральский мэр. – Имущественно-правовой спор администрации Каменска-Уральского и ОАО «Российские железные дороги», длящийся без малого четыре года, обнажил вопиющее несоответствие задач, поставленных реформой местного самоуправления, и реальных результатов идущих преобразований. Ситуация складывается парадоксальная. Вы неоднократно подчеркивали, что административная реформа – это справедливое разделение полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между государством, субъектами федерации и муниципалитетами. Уверен, меня поддержат многие коллеги – главы муниципальных образований: в результате законодательных новшеств мы сохранили всю полноту ответственности, по полной программе получили полномочия, за исключением главного – достаточных средств на выполнение обязательств перед населением. Межбюджетные отношения, не стимулирующие местную власть расширять налогооблагаемую базу, – разговор особый. Достаточно лишь одной статистической иллюстрации: в 1996 году в структуре налогов промышленных предприятий Каменска-Уральского отчисления в муниципальную казну составляли 56 %, в 2004 году – 12 %, в 2007 году они сократились до 7 %. Гораздо тревожнее при этом, что скудные муниципальные средства нас принуждают расходовать на исправление чужих недоработок, конкретно – ОАО «Российские железные дороги». При создании в 2003 году открытого акционерного общества «Российские железные дороги» российское правительство распорядилось передать имущество бывшего федерального железнодорожного транспорта, не входящее в уставный капитал ОАО «РЖД», в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность. В перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения попали 46 каменских домов. Утвердив список объектов, не подлежащих приватизации, российское правительство поручило Мингосимуществу, Минфину и МПС принять решение об их дальнейшем использовании и передать в установленном порядке в собственность субъектов РФ или муниципалитетов. На основании совместного решения трех министерств ОАО «РЖД» настаивает, чтобы муниципалитет принял в собственность жилфонд, который в силу ветхости либо несоответствия санитарным требованиям для проживания не пригоден. Такой вердикт после детального обследования домов вынесла межведомственная комиссия, в которую вошли коммунальщики, специалисты БТИ, санитарного, пожарного и архитектурного надзора. Чтобы представить состояние домов из «списка преткновения», достаточно сказать, что в него вошли деревянные хибары 1884 и 1898 «годов рождения». Из 12 домов железнодорожного жилфонда, построенных с конца XVIII века до 1940 года, капитально ремонтировались лишь два. Самый «молодой» из домов построен 17 лет назад. Как и остальные дома, он расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. А это – превышение допустимого уровня шума, вибрации, нарушение параметров микроклимата. Вот такое имущество железнодорожники пытаются передать муниципалитету в судебном порядке. Активное сопротивление муниципалитета финансово-правовому принуждению суд квалифицировал в соответствии с иском ОАО «РЖД» как «незаконное бездействие» и обязал администрацию города принять спорный жилфонд в муниципальную собственность без каких-либо условий. Однако муниципалитет не может взвалить на себя без соответствующего финансирования 46 ветхих и санитарно-неблагополучных домов. Местная власть обязана защитить интересы и законные права каменцев. В первую очередь, тех, кто живет в этих домах. Согласившись на условия железной дороги, муниципалитет вынужден будет в соответствии с Жилищным кодексом переселить людей в нормальные квартиры. С учетом средней стоимости квадратного метра жилья, сложившейся на рынке Каменска в начале текущего года, решение этой задачи требует не менее 130 миллионов рублей. Где возьмет их администрация города? В городской казне «лишних» денег нет. Напротив, на запланированные в 2007 году расходы при бюджете в 1,5 миллиарда рублей муниципалитету не хватает почти 28 миллионов. Тогда как проблем с трущобами – и своих хоть отбавляй. Вы сами, Владимир Владимирович, на недавнем заседании Госсовета в Казани откровенно признали, что «копившиеся в жилищно-коммунальной сфере долги и проблемы фактически легли на плечи муниципалитетов, которые так и не получили достаточных ресурсов для поддержания жилого фонда и инфраструктуры».
От констатации удручающего факта государству давно пора перейти к делу. Ведь реформа местного самоуправления, как известно, затевалась ради того, чтобы самый близкий к населению уровень власти перестал быть «крайним» –бесправным и неимущим, но отвечающим всегда и за все, за себя и даже «за того парня», что облечен государственными полномочиями.
Уважаемый президент, обращаюсь к Вам как гаранту российской Конституции: если государство не намерено угробить местное самоуправление, Росимущество и прочие государственные ведомства должны с пониманием отнестись к отказу мэрии Каменска-Уральского от «троянского коня» железнодорожников. Либо обеспечить финансовую защиту – как муниципалитету, так и его гражданам. В отличие от имущества и властных функций, население России никто по уровням власти не расписал. Каменцы – не меньше граждане России, чем москвичи. И потому судьба жильцов из домов-развалюх, которые к тому же по сей день фактически принадлежат Росимуществу, – такая же забота государства, как и главы города».
По словам Якимова, возникшая проблема значительно масштабнее местного конфликта, поскольку изношенный жилищный фонд может стать причиной больших бед. «Россия уже знает скорбные примеры, – продолжает мэр Каменска-Уральского. – Уверен, Вы помните один из последних, когда в октябре прошлого года под руинами рухнувшего подъезда в «многоэтажке» Выборга оказались погребены семь жителей. Кстати, дом тот тоже переживал межвременье – переходил из рук железной дороги в муниципальные, и точно так же мэрия рассчитывала получить от прежнего владельца компенсацию на ремонт. Дом не дожил».
Каменск-Уральский, Свердловская область, Сергей Пономарев
Каменск-Уральский, Свердловская область. Другие новости 16.04.07
Причиной аварии в сети провайдера «Голден Телеком» стала перегрузка центрального оборудования. / В Екатеринбурге открылся Центр социально-консервативной политики. / На выборах в Красноярском крае партию Миронова спас Глазьев, а «правым» помогли власть и ДПР, – мнение экспертов. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».