Найдите 10 отличий. Екатеринбургское метро глазами чиновников и простых горняков (ФОТО)
Департамент информации политики губернатора Свердловской области сегодня распространил пресс-релиз о ходе строительства новых станций Екатеринбургского метрополитена. Исходя из содержания релиза, метро строится ударными темпами, а сами метростроевцы счастливы тем, что работают на столь важном для страны и «Единой России» объекте. РИА «Новый Регион» предлагает читателям сравнить впечатления областных чиновников и корреспондента агентства, посетивших один и тот же объект.
О чем мечтают метростроевцы (пресс-релиз департамента информационной политики губернатора)
Заместитель областного министра промышленности, энергетики и науки Анатолий Гредин по поручению первого заместителя председателя правительства области, министра промышленности, энергетики и науки Владимира Молчанова изучил обстановку хода строительства екатеринбургского метрополитена. Как известно, этот важный для среднеуральской столицы объект стоит на особом контроле губернатора области Эдуарда Росселя и партии «Единая Россия».
Вместе с заслуженным строителем России, директором «Метростроя» Юрием Дозорцом и с его заместителем Анатолием Ямковым, они осмотрели ход работ на строящейся станции «Чкаловская», состояние щита (комбайна для прохода ствола). Юрий Дозорец рассказал, что здесь, под землей, давно уже не было такой воодушевленной атмосферы среди проходчиков. Благодаря усилиям губернатора области Эдуарда Росселя и поддержке партии «Единая Россия», ситуация кардинально изменилась. В 2007 году на строительство метро направлено более двух миллиардов рублей из всех уровней бюджета, что почти в три раза больше тех средств, которые были затрачены за три предыдущих года в целом. Изменение финансирования позволило руководству «Метростроя» собрать отличную профессиональную команду строителей. Важно, что сейчас на объект вернулись «старые» опытные кадры, те, кто когда-то стоял у истоков работы, но вынужден был уйти в тяжелые времена безденежья. Показательно, что люди рады тому, что они вновь могут вернуться к своему «детищу».
– Мы все прикипели душой к нашему метро, – сказал Юрий Дозорец. – Люди готовы и рады вернуться сюда. Более того, мы все испытываем чувство глубокой благодарности губернатору Эдуарду Росселю, партии «Единая России», мощными усилиями которых удалось вновь запустить проходку.
Команда «Метростроя» готова в срок выполнить поставленные задачи и есть все основания рассчитывать, что к 2010 году линия до станции Ботанической будет пущена. В ближайших планах – покупка нового щита, который позволит увеличить производительность более чем в 2 раза. Ожидается, что после введения нового оборудования строители в сутки смогут проходить шесть метров, а в месяц – не менее 200 метров пути. Кроме того, для ускорения работ со стороны станции Ботанической, где глубина тоннелей опускается лишь на 12 метров, на встречу метростроевцам уже продвигаются иные строительные подрядчики.
Не секрет, что строительство метро – тяжелейший труд, который сейчас сопровождается кропотливой ручной работой. Необходимо проложить гидроизоляцию, электропроводку... Но, решая текущие вопросы, шахтеры успевают мечтать. И это не удивительно – нынешняя первая ветка метрополитена спроектирована так, что позднее ее можно будет продлить от «Ботаники» до Уктуса и Химмаша. А там… можно пробросить и до Кольцово! И станция «Проспект Космонавтов» имеет все шансы перейти из конечной в промежуточную до Верхней Пышмы. И тогда (только представьте) прилетев аэропорт «Кольцово» вы за 40 минут можете попасть в Верхнюю Пышму и, пересев на автомобиль или автобус, двинетесь дальше на север области… Фантастика? – Нет, перспективная реальность, считает Анатолий Гредин. Но, сейчас главная задача – в срок закончить первую линию и продолжить разработку документации на вторую линию метрополитена, которая позволит связать микрорайоны «ВИЗа» и «Втузгородка». И у рабочих нет никаких сомнений – все будет сделано в срок.
«Мрем, как мухи». Один день из жизни екатеринбургских метростроевцев (фоторепортаж «Нового Региона»)
Екатеринбургские метростроевцы обратились к Эдуарду Росселю с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся на главной уральской стройке. Рабочие жалуются ни низкую зарплату, отсутствие квалифицированных кадров и бездействие руководства. Корреспондент «Нового Региона» провел один день в екатеринбургском метро, своими глазами увидел, в каких условиях работают строители, обнаружил в подземке таджиков и выяснил, за что рабочие не любят «Единую Россию».
Из четырехсот человек, непосредственно работающих на строительстве, 184 пенсионера и еще 23 в ближайшее время выйдут на пенсию. Возраст большинства оставшихся превышает 45 лет. Сами горняки считают, что через три-четыре года метро элементарно некому будет строить. Единственный молодой специалист в бригаде – 25-летний Андрей – уже собирается увольняться. «Зарплата не устраивает. К тому же ее размер вообще не зависит от выработки. Меньше отработаешь или больше – сумма одна и та же», – объясняет Андрей причины своего предстоящего увольнения и говорит, что теперь уже жалеет о том, что в свое время поступил учиться в горный университет. 5 лет потратил на учебу, а нормальную работу по выбранной специальности так и не нашел. Теперь собирается получать второе высшее. «Пойду на психолога или как ты – на журналиста. Нас здесь с высшим образованием и не старше 30 лет – всего три человека. Я и еще два парня из соседней бригады. Белые люди за такие деньги и в таких условиях работать не будут», – говорит Андрей. Тезис о «белых людях» наглядно подтверждают два десятка выходцев из Средней Азии, усиленно суетящихся в другом конце тоннеля.
Бригада таджикских и узбекских метростроевцев появилась в екатеринбургской подземке недавно. Средний возраст гастарбайтеров – 20 лет, большинство почти не говорит по-русски. Тем не менее, работа и уровень зарплаты их вполне устраивает. По таджикским меркам любой, получающий больше 7 тысяч рублей – миллионер. При виде фотоаппарата гастарбайтеры окончательно забывают русский язык и мгновенно теряются в глубинах метрополитена. «Не будут они фотографироваться. Начальство не любит афишировать их присутствие на стратегическом объекте. Вдруг кто поинтересуется их документами, наличием техдопуска на работу. Так что даже не пытайся. Для тебя их тут официально нет», – объясняет мне русский мастер, присматривающий за работой иностранцев и добавляет: «Я иногда сам не понимаю, что они здесь делают. Ни опыта, ни тем более образования». Своего мастера таджики называют начальником, он их – Равшанами и Джумшудами. В общем, все как в комедийном сериале «Наша Раша», только там гости из Средней Азии делали ремонт в обычной квартире, а здесь они работают на стратегическом объекте. «Почувствуйте разницу», – заканчивает разговор мастер и идет отлавливать разбежавшихся от фотокамеры рабочих.
В это время в другом конце тоннеля горняки заканчивают закладку взрывчатки. В настоящий момент взрывные работы ведутся примерно где-то в районе перекрестка улиц Фурманова и 8 марта. Жители окрестных домов неоднократно пытались жаловаться городским властям на последствия взрывов, но документально зафиксирован лишь один случай повреждения жилого здания. На фасаде дома № 59/2 по ул. 8 Марта были обнаружены трещины и разрушение температурного шва.
Во время обеда разговоры в основном о низкой зарплате, морально устаревшем оборудовании и о том, что чиновникам по большому счету невыгодны слишком быстрые темпы строительства метро. «Деньги из бюджета идут, откаты осваиваются. На одном только старом оборудовании и его вечном ремонте солидные суммы можно списать. Зачем ускоряться-то? Так что не факт, что мы откроем две новых станции к заявленному сроку», – говорит Владимир, горняк с тридцатилетним стажем и показывает на погрузчик, который был куплен на одной из ликвидированных шахт в челябинском Копейске: «Хотелось бы знать, какую сумму из бюджета отдали за это старье». По словам горняков, почти всю технику уже ремонтировали не по одному десятку раз.
Тема неэффективного использования бюджетных средств среди рабочих вообще одна из самых популярных. Здесь до сих пор помнят любимого предпринимателя губернатора Эдуарда Росселя Николая Максимова, которого считают одним из главных могильщиков «Свердловскметростроя». «Он тут несколько лет руководил. Полностью обанкротил организацию, распродал оборудование, получил деньги из бюджета практически ни за что. Мэр Чернецкий этого Максимова кое-как отсюда выпроводил с привлечением прокуратуры», – объясняет один из ветеранов екатеринбургской подземки. После «успешной работы» в «Свердловскметрострое» бизнесмен Максимов увлекся металлургией, купил несколько заводов и сейчас официально входит в сотню самых богатых жителей России.
С Максимовым рабочие сравнивают и нынешних руководителей главной подземной стройки Екатеринбурга. «Деньги бюджетные, контроля почти никакого, куча подрядчиков, субподрядчиков и так далее. Каждый отвечает за что-то в частности и никто за все в целом. Вот, например, взять главного подрядчика – «Метрострой ПТС». Весь город завешан их рекламой о продаже бетона. Купить может любой и в любом количестве. А сам «Метрострой» для нужд метро покупает бетон у каких-то фирм со стороны. То есть получает бюджетные деньги на производство бетона, делает на них бетон, продает его, получает прибыль, а на часть этой прибыли уже на нужды метрополитена покупает другой бетон только дешевле. Вопрос к качеству этого дешевого бетона. Зато владельцы фирмы в прибыли», – возмущается Владимир. Он, как и большинство членов бригады, твердо уверен, что среди учредителей подобных фирм-подрядчиков значатся родственники каких-нибудь чиновников и переубедить его в обратном уже невозможно.
Проходчики пытались жаловаться на происходящее и в администрацию города, и в правительство области. Один из активистов даже умудрился на прошедшем в Екатеринбурге Российском экономическом форуме прорваться к губернатору Росселю и передать ему обращение, подписанное рабочими, с требованием решить вопрос по повышению зарплаты. Говорят, что Эдуард Россель обещал разобраться. Однако, пока губернатор разбирается, в подземке уже появились представители альтернативного независимого профсоюза горняков. Приехали специально из Москвы и тоже обещали разобраться. Так что у мэрии Екатеринбурга, как заказчика строительства метро, теперь есть серьезный повод для беспокойства. Так же как и у партии «Единая Россия». По словам рабочих, недавно метростроевское начальство объявило, что деньги, которые во время выборов «единороссы» обещали на метро, до Екатеринбурга так и не дошли. С подачи руководства «Метростроя» теперь здесь тихо ненавидят и главную партию страны.
В здании административно-бытового комбината на видном месте висит объявление о том, что умер еще один из пенсионеров, работающих на строительстве метрополитена. «Мрем, как мухи», – замечает хмурый мужик, поднявшийся вместе со мной из-под земли. Он только что вышел на пенсию. За 30 лет работы под землей государство начислило ему 3200 рублей в месяц.
Екатеринбург, Сергей Пономарев
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».