Пока российский народ ждет умудренного слесаря дядю Васю, свердловские политики «бекают» и «мекают»
Имиджмейкер, политконсультант, психолог. Собираясь на выборы, редкий политик обходится теперь без этих специалистов.
О том, на что «клюет» избиратель, как «сформировать» лицо кандидата, и чем можно компенсировать косноязычие политика, корреспондент «Нового Региона» узнавал у Ивана Карнауха – известного психолога, участвовавшего более чем в тридцати выборных кампаниях, где он консультировал как молодых, так и матерых свердловских политиков.
«НР»: Профессию психолога не без причин называют паразитической и считается, что нормальный человек никогда не обратится за советом к вашим коллегам, согласны?
Иван Карнаух: Есть психология, а есть «психологня`». Согласен, что такой вот «психологни`» на сегодняшний день очень много, около 95%. Психически здоровый человек – это тот, кто с минимальной конфликтностью и страхом, самостоятельно, без всяких психологов, решает все свои проблемы. Однако даже высоконормальный человек может обратиться к коучу (это слово вскоре станет таким же известным как слово компьютер), это тренер, который, используя систематизированные знания психологии, учит добиваться успеха, быть конкурентоспособным.
«НР»: Практически все ваши «высоконормальные» клиенты – это политики, кандидаты в депутаты, мэры, губернаторы и так далее. С кем из них легче работалось?
Иван Карнаух: Легче с теми, кто по своему личностному ядру близок к феномену публичного политика. Этот психотип так и называется – «политик». Яркий представитель – Россель. Помню, когда у него были самые первые выборы, Левин (в то время пресс-секретарь губернатора – прим. «НР») попросил меня проконсультировать Эдуарда Эргартовича. С первых же минут, как только определился его психотип, стало ясно, что у этого политика все идеально без всяких имиджмейкеров! Мы ничего ему не стали советовать. Очень похож на Росселя Баков. В свое время много лет назад мы прочили, что он может стать неплохим, кстати, губернатором. Видите, прогноз в каком-то смысле сбылся. Тяжелей всего было с Ковпаком. Он по психотипу «администратор», а это идеальный организатор, однако для политики этого мало. Ковпак никак не мог понять, что нельзя из года в год твердить с экрана телевизора одну и ту же фразу «я открытый, честный и молодой!». Народ подобной банальщиной не пробьешь.
«НР»: Что нужно сделать с политиком, чтобы он понравился избирателю?
Иван Карнаух: Самое главное, чтобы предвыборная программа, подача себя была адекватна ядру личности кандидата. Если они не будут совпадать – получится ложь. Например, помните те годы, когда стране был нужен порядок? Вот если бы в то время Александр Бурков пытаясь избраться куда бы то ни было, стал как Лебедь стучать кулаком по столу и басом заявлять – «я знаю, как навести порядок!» – ему никто не поверил бы. По психотипу, Бурков «критик», его надо научить тихим таким голосом говорить «я знаю, как заставить тех-то и тех-то, чтобы они навели порядок». Именно этот логический звукоряд в устах Буркова был бы убедительным. Естественно, политик должен быть хорошим оратором. У нас есть специальный тест на «вшивость». Мы просим клиента представить, что мы рабочие-слесари, сидим в красном уголке, а он приехал перед нами выступить. Предлагаем ему за пять минут высказать самое главное и ответить на три вопроса: кто я, с чем я иду на выборы и зачем я иду на выборы? Как правило, все «бекают-мекают» и ищут глазами бумажку с текстом, а потом заявляют, что выложить электорату суть за пять минут им не под силу. Один только Аркадий Чернецкий справился с этой задачей.
«НР»: Чернецкий тоже был вашим клиентом?
Иван Карнаух: С ним нас пригласил поработать Тунгусов (зам. главы города по идеологии – прим. «НР»). Примерно час мы с Чернецким проговорили, определили его психотип и были готовы, в принципе, дать консультации, однако… не сошлись по деньгам. Впрочем, могу сказать, что из всех кандидатов, когда-либо претендовавших на кресло градоначальника, Чернецкий самый идеальный. Как бы его не ругали, он хозяйственник. Стоит понять, что человек, который много может дать городу, в первую очередь сделает все для себя. Но в «сухом» остатке городу останется в тысячи раз больше, если бы к власти пришел какой-нибудь мэр с психотипом «романтик». Тот для себя ничего бы не сделал, зато все было бы развалено и разворовано другими. Чернецкий же по психотипу «маршал», человек жесткий, способный выстроить пирамиду из подчиненных, которые будут безоговорочно выполнять его требования. Особенно это полезно в смутные времена, когда все кому не лень, влево и вправо тащат. «Маршал» же будет всех держать в жестких хозяйственных рукавицах.
«НР»: Из ваших слов выходит, что у нас кроме Росселя и Чернецкого никого достойных и нет?
Иван Карнаух: Я заметил, что последнее время люди, которых интересно слушать, вообще пропали. Вот как только появилась «партия власти», яркие личности, публичные политики сразу куда-то подевались. Так и остался один Россель.
«НР»: У вас этот факт опасений не вызывает?
Иван Карнаух: Вообще особого страха политика президента у меня пока не вызывает.
Я думаю, что на данном этапе он делает все, чтобы укрепиться, а потом обязательно даст слабинку, и обязательно появятся еще две, три, четыре нормальные партии. Говоря об этом, я опираюсь на психотип Путина. Он «мастер» – гибкий прагматик. Все, что он сейчас делает (где зажмет, где пережмет, где отпустит), происходит довольно гибко. Если мы хотим быстро и без потрясений войти в рынок, президент с таким психотипом – это самый подходящий вариант.
«НР»: По вашему «монетизация» льгот тоже проходит гибко?
Иван Карнаух: Вот тут проколов полным-полно! Обычно таким неграмотным образом проворачивают реформы люди с психотипом «предприниматель». Этот психотип подразумевает логику, но вместе с тем полное отсутствие ощущения человеческого фактора. Среди местных деятелей можно привести в пример Олега Гусева (экс-глава «Уральского финансового холдинга», экс-кандидат в мэры Екатеринбурга). По психотипу он «предприниматель», если бы он что-то реформировал в своем банке, то поступил бы точно так же: все досконально просчитал, выяснил, что через некоторое время данная реформа принесет пользу и известил бы всех о грядущих переменах. Однако российский народ не захочет ждать лучшей жизни, когда все это затянуто и непонятно. Обязательно произойдет взрыв! Чтобы учесть подобные моменты, надо разбираться в человеческом факторе, все федеральные управленцы должны это чувствовать! Если у них нет ощущения человеческого фактора – все законы будут лопаться! Именно поэтому в губернаторы и мэры крайне редко проходят люди с психотипом «предприниматель» (Гусев, Язев, Сорос, Березовский). Это самые вредные, античеловечные люди. Бизнес у них идет хорошо, денег много, но они недооценивают человеческий фактор, поэтому проигрывают на выборах.
«НР»: Какой психотип руководителя более всего подходит для России?
Иван Карнаух: Я долго думал и пришел к выводу, что нам нужен своеобразный наставник. Этакий умудренный слесарь дядя Вася, работающий на заводе, у которого ума палата. Хоть он и не кончал академий, но все знает, все ему доверяют, короче мудрый. Этот психотип называется «хранитель», он обладает деловой хваткой, бизнес он ведет человеческий, управляет по-человечески. Из местных политиков самый яркий пример «хранителя» – Алексей Воробьев (премьер областного правительства – прим. «НР»). Он просто подать себя не может, да и не занимался этим никогда, а потенциал у него мощный.
«НР»: Каковы шансы у Воробьева, если он когда-нибудь соберется поучаствовать в выборах?
Иван Карнаух: При том имидже, какой у него сейчас есть – дохлый номер. Хотя народ иногда «клюет» на человечность. Помните, трагедию в Краснотурьинске? Воробьев туда ездил и телевизионщики крупным планом показали его глаза, было видно, что он переживает. Избиратели таким политикам подсознательно симпатизируют. Даже если ты не умеешь пламенно и безупречно выражать мысли, (помните «черномырдинское» косноязычие? Он, между прочим, тоже «хранитель») можно выехать на таких вещах, как искренность. Если Воробьев хочет добиться успеха, ему необходимо раскручивать имидж именно человечного хозяйственника.
«НР»: На мэрских выборах вы работали над имиджем Юрия Осинцева (на тот момент министр внешнеэкономических связей Свердловской области – прим. «НР»), чем объясните неудачу?
Иван Карнаух: Обычно после драки кулаками не машут. Но давайте здраво посмотрим – до того, как мы не начали с ним работать, узнаваемость у него была 3 процента, в Белом Доме на нем крест уже поставили, а мы за короткий период сделали ему 27 процентов! Проблема Осинцева заключалась в том, что над ним довлел чиновничий груз. Если бы нам его дали на год раньше, мы бы из него это выбили. Поверьте, он не серенький, не бледненький и энергетический потенциал у него серьезный. Просто годы чиновничьего груза прибили его, появилась куча штампов и шаблонов. А его надо было просто превратить в самого себя и убедить, чтобы не слушал советов со стороны. Вы заметили, что кого бы не выдвигал Россель, никто не проходил? Видимо губернатор давал протеже свое видение, а это как чужой пиджак. Надо быть самим собой.
«НР»: Сам по себе, насколько известно, Осинцев в политику не рвался. Вы можете сказать, что заставляет других людей идти туда? Какие качества или комплексы их объединяют?
Иван Карнаух: Я давно говорил, что политика в России – это большой бизнес. Посмотрите на современную думу – там практически все бизнесмены. Их притягивает то, что в политике сейчас можно делать большой бизнес. Об особенностях психической жизни политиков смысла говорить нет – комплексы у них такие же, как и у обычных людей. Однако имеется общая для всех составляющая – стремление к власти и уникальности. Это главный движущий мотив, они хотят, чтобы о них говорили.
«НР»: Наверное, сложно жить с такими людьми в браке?
Иван Карнаух: Сложнее всех жить с психотипом «предприниматель», еще раз повторюсь, что они самые вредные и античеловечные. Понятие же «романтической любви» существует только для тех политиков, у которых в состав психотипа входит так называемый элемент этики. Если не вдаваться в психологическую терминологию и подробные объяснения, эти люди способны учитывать людской фактор. Некая романтичность в отношениях с женщиной всегда будет присутствовать у Эдуарда Росселя. А вот для логика «предпринимателя» Олега Гусева любовь, скорее всего, предельно рациональна. У Чернецкого элемента этики нет, но зато присутствует сенсорика. Он более жизненный. Он практичен по отношению к женщинам, романтики там не будет. Хотя тяга к романтике (к тому, чего он лишен) у него присутствует. И эту недостачу ему восполняет супруга, она по психотипу «романтик».
«НР»: Последний вопрос, сейчас вы с кем-нибудь работаете? В чьем имидже мы вскоре сможем лицезреть перемены? Слух прошел, что Басаргин в губернаторы собрался?
Иван Карнаух: Мы всегда работаем, но никогда это не афишируем хотя бы в целях своей безопасности. Лет десять назад мы «вели» на выборах в Красноуфимском районе Геннадия Меркулова. Потом внезапно его жизнь прервалась - машину расстреляли из автомата. А мы очень часто ездили с ним на его автомобиле. Понимаете?
Справка «НР»: Коучинг (coaching) – программы для владельцев бизнеса и топ-менеджеров (включая специальные программы по пластической культуре, проксемике, индивидуальной речи и навыкам работы с камерой).
Ссылки по теме:
Человек, надевший на Павла Федулева очки, презентует новую для России науку коучинг >>>
Юрий Осинцев опять попал в скандальную историю >>>
«Я никогда не хотел сделать Орджоникидзевский район центром для сексменьшинств», – оправдывается Юрий Осинцев >>>
Свой вклад в уничтожение уральских лесов внес экс-кандидат на пост мэра Екатеринбурга Юрий Осинцев >>>
Игорь Ковпак принял решение отказаться от услуг консультантов агентства «Хантер» Ивана Карнауха и Владимира Танаева >>>
Консультанты агентства «Хантер» решили, что Игорь Ковпак должен заинтриговать журналистов, стремительно покинув пресс-конференцию >>>
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2004, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».