Лидер «Гражданской Силы» Александр Рявкин: Сурков – нанятый нами менеджер
Лидер партии «Гражданская Сила» Александр Рявкин – российский «правый» новой формации. Примерами для него служат либерал-консерваторы – Столыпин и Черчилль. В интервью корреспонденту «Нового Региона» он развеял слухи о кремлевском происхождении ГС, а также рассказал о программе «сильной российской демократии», о том, куда записывают голоса не пришедших на выборы и что необходимо легализовать в России.
Н.Р.: Есть мнение, что праволиберальные идеи в России себя дискредитировали. Между тем, «Гражданская Сила» предлагает избирателю универсальные демократические ценности. Чем вы надеетесь привлечь людей?
А. Р: Позвольте начать со статистики. 20-25 процентов граждан России, по разным социологическим опросам, поддерживают, если так можно сказать, «правые» идеи. Однако сейчас в стране просто по факту отсутствуют «правые» партии – за исключением нашей. Мы не разделяем позиции и критикуем своих предшественников – старые «правые» партии (СПС и Яблоко – прим. НР). Эти партии изначально были «правыми», а затем перешли на популизм и чисто «левую» риторику. Далеко ходить не надо, мы все помним, например, Пермскую кампанию по выборам в Заксобрание в декабре прошлого года, когда лидер СПС Никита Белых обещал повысить пенсии в 6 раз. Даже «Единая Россия» была скромнее: она обещала увеличить выплаты пенсионерам всего в 2 раза.
Общая платформа и риторика СПС на сегодняшний день – это полностью идеи коммунистов. Таким образом, избирателю что предлагают – или голосовать за ЕР или не приходить на выборы. Поэтому, как опять же показывает социологический опрос, до 70 процентов правого электората готовы проголосовать за ЕР.
Почему мы создали партию? Что нам заняться нечем больше? Я бизнесмен, у меня хороший бизнес, Барщевский – хороший адвокат, писатель. Нам есть чем заработать себе на жизнь. ГС появилась из-за того, что не за кого стало голосовать. В 1999 мы отдавали свои голоса СПС. Я в то время уже развивал свое дело и был стойким сторонником Союза правых сил. Тогда я думал, что вот новая «правая» партия, которая сможет что-то сделать, но оказалось, что они не были «правыми». СПС придумали в Москве, в кремлевском кабинете. Они обслуживали реально олигархическую структуру. Недаром говорят, что СПС – это филиал РАО ЕЭС. Плюс обслуживали и Ходорковского, и Березовского и всех-всех-всех и так далее. Мы же – кровь от крови, плоть от плоти российского среднего класса.
Н.Р.: Про вашу партию тоже ходили слухи, что вы являетесь кремлевским проектом…
А. Р: Это не соответствует действительности. Достаточно посмотреть историю партии – она родилась 5 лет назад, здесь в Екатеринбурге. Регистрация произошла в сентябре 2002 года. Безусловно, мы не боимся общаться с властью. Та же Ирина Хакамада и старые «правые» говорят, что в Кремль ходят только кремлевские политики. Мы думаем иначе. Не кремлевские политики, а любые люди, ставящие себе задачу решения проблем граждан. Ведь в Кремле работают нанятые нами менеджеры. Например, я знаком с Владиславом Сурковым. Ну и что? Это его работа – заниматься внутренней политикой. Если он пригласит меня прийти пообщаться, то я пообщаюсь, также как и лидеры всех других партий. Я думаю, что Кремль не стал бы пять лет назад создавать проект ГС к выборам 2007 года. Ненужно, дорого и незачем.
Н.Р.: Хорошо, но все же, какими преимуществами, по отношению к тем же «старым правым», обладает Ваша партия?
А. Р: У нас новые лица, новые идеи, что в принципе очень важно, потому что всех уже задолбало одно и то же – одни и те же старые партии, одна и та же риторика. Эта определенная новизна, незамыленный взгляд, безусловно, подкупают. Плюс ко всему у нас очень известный, позитивный, популярный идейный лидер – Михаил Барщевский. По последним данным опросов ВЦИОМ, по популярности Барщевский занимает третье место среди всех российских политиков. На первом, естественно, с большим отрывом – Путин, на втором Жириновский, и далее с небольшим отрывом идет Барщевский. При этом, по сравнению, например, с Зюгановым и Мироновым, у него очень низкий антирейтинг. У него колоссальная известность по стране и я откровенно говорю, что мы подтягиваем рейтинг партии к рейтингу Барщевского.
Н.Р: Кому вы направляете свои идеологические посылы?
А. Р: Наш избиратель – это, во-первых, человек, который не ходит на выборы, и, во-вторых, это человек, который умеет работать, умеет работать на результат и самое главное понимает, что и кто мешает достижению этого результата. Поэтому, кстати, он и не ходит на выборы. Причем, по данным статистики, 20-25 процентов людей, которые приходят на выборы, свое решение принимают только на избирательных участках. Представляете, одна четвертая или одна пятая людей, которые идут голосовать, до последнего момента не знают, за кого отдадут свой голос. Об этом говорят данные социологов, психологов.
Таким образом, задача нашей партии – привести на выборы избирателя, который не голосует. Представьте себе, что 100 процентов россиян пришли на выборы. Тогда невозможно административно изменить условия, результаты голосования. Тот человек, который не пришел на выборы, по сути дела отдал свой голос «ЕР». В 8 часов вечера закрываются избирательные участки и, получившие команду от местных властей, начинают «шуршать бумагами». Они ищут людей, которые не ходят нас выборы и засчитывают их голоса. По сути, если ты не пришел на выборы, то проголосовал за «ЕР». Поддержал ту власть, которую ты критикуешь.
Если мы приведем на участки своего избирателя, то может быть, мы поднимем явку господину Чурову (глава ЦИК – прим. НР), который не знает, как это сделать. Он говорит о каких-то фантастических 60-65 процентах, но без нас он этого не сделает. Без нас явка составит не более 50 процентов. Здесь мы, может, Чурову поможем – наши 10-15 процентов придут, проголосуют и вот вам явка, пожалуйста.
Н.Р.: То есть, 10-15 процентов – это ваш ориентир на данный период времени?
А.Р: В целом по стране «ГС» планирует взять 10-15 процентов. По Свердловской области – 20-25 процентов. Здесь у нас одна из самых сильных региональных организаций. К примеру, в моем родном Каменске-Уральском, где люди помнят, знают и уважают меня по реальным делам и активной политической позиции. То есть в Свердловской области мы рассчитываем взять максимальный результат по стране. Это абсолютно реально – не завышенная цифра, учитывая внутриполитическую ситуацию в области. Узнаваемость партии – дело наживное, и в течение ноября узнаваемость «ГС» достигнет 70 процентов. И пока для нас этого достаточно, чтобы необходимый минимум избирателей за нас проголосовал. Узнаваемость повысим за счет медиа, за счет позиционирования Барщевского как лидера партии. То есть телевизор сделает свое дело, а избиратель сделает свой выбор.
Н.Р.: Как Вы оцениваете шансы других партий?
А. Р.: Думаю, КПРФ в данной ситуации наберет около 10, может быть 15 процентов. Наша партия наберет примерно столько же. Возможно, на грани 7 процентов в парламент «проползет» Жириновский. Возможно – не пройдет. Что касается «Справедливой России», то у меня стойкое убеждение, что эта партия не попадет в парламент – по всем видимым и не видимым причинам. Оставшиеся 15-18 процентов «растянут» другие партии. В парламент они не пройдут, но кто-то за них все равно проголосует. Это касается СПС и Яблока, которые хоть какую-то компанию, все-таки ведут.
Н.Р.: Как показывает практика, российскому избирателю не интересны абстрактные идеологемы. Что конкретно может получить человек, проголосовав за «Гражданскую Силу»?
А.Р: Сразу хочу отметить, что мы говорим о четких, конкретных вещах. Мы говорим, что у государства нет денег для увеличения в разы пенсий и зарплат бюджетников. Надо развивать малый и средний бизнес. Сейчас в масштабах ВВП страны он занимает 1,2 процента. Если освободить этот бизнес от всех налогов на 3-5 лет, то страна и бюджетники этого не заметят, но малый и средний бизнес встанет на ноги. Это опыт развитых европейских стран, где это отлично сработало.
Сейчас более 40 процентов работающего населения страны трудится в бюджетной сфере. Государству выгодно, когда огромное количество людей работает в бюджетной сфере, получает низкие зарплаты, но формально – отсутствует безработица. Мы говорим, – что необходимо создать условия для перетекания людей из бюджетной сферы в частную. Развитый частный сектор экономики – это и инструмент поддержки пенсионеров. Ведь дети и внуки, которые будут работать в малом и среднем бизнесе, будут поддерживать своих родителей. И это нормально.
Н.Р.: «Гражданская Сила» – проект долгосрочный? Как вы видите свое представительство в Госдуме, в правительстве в оптимальном варианте?
А.Р: Следующий партийный цикл – это выборы 2011 года. Мы проходим в парламент на этих выборах. Получаем серьезную трибуну – представительство в Государственной думе. Соответственно мы можем продвигать свои идеи, программы. Где-то, безусловно, эти проекты будут блокироваться, благодаря тому, что большинство парламентских мест возьмет «ЕР», но часть наших программ будет все равно приниматься. Потому что они все-таки у нас разумные.
Сейчас порядка 10 инициатив «ГС» власти уже реализуют. К примеру, 2 месяца назад мы провели круглый стол по загранпаспортам, где обсудили возможность увеличения срока действия загранпаспорта с 5 до 10 лет. На встрече присутствовал господин Ромодановский – директор федеральной миграционной службы России. Буквально через пару недель данная инициатива была внесена на рассмотрение правительства и в ближайшее время решение по данному вопросу будет принято. Далее, мы предлагали в 2 раза снизить единый социальный налог. В данный момент он составляет 26 процентов от заработной платы и его платит работодатель. Мы предлагаем половину от суммы налога направить на увеличение зарплаты сотрудникам. Это позволит увеличить рост доходов населения сразу на 10-15 процентов. Эти деньги человек сможет потратить – как он захочет. Это наша инициатива также уже рассматривается российским правительством. И много таких примеров еще можно привести.
Следующий наш шаг как парламентской партии – это создание своих представительств в российских регионах – областных думах, краевых собраниях, гордумах. Это серьезная работа – ведь выборы в субъектах будут проходить постоянно. К 2011 году мы планируем набрать если не большинство в российском парламенте, то близко к этому. Стать реальной оппозиционной партией, партией номер два – для того, чтобы проводить свои идеи более внушительно. Хочу отметить, что в той же Европе обычно «правые» партии у руля. «Правые» или социал-демократические партии. Они начинали также с маленьких фракций. Проходили через период 7-10-15-процентных представительств в законодательных органах.
Н.Р.: Какие актуальные проблемы современного российского общества, с вашей точки, зрения необходимо решить в самое ближайшее время?
А.Р: Безусловно, нас волнует вопрос коррупции. Это штука серьезная, она есть, она зашкаливает. Мы видим конкретный путь борьбы с коррупцией, а именно – система выборности людей на ответственных постах, начиная от начальника ГАИ, судей и вплоть до губернаторов.
«ГС» регулярно поднимает очень неудобные вопросы, в частности, неудобные для российской власти. К примеру, мы говорим, что нужно ввести в России закон «о легализации огнестрельного оружия» для самозащиты граждан, мы выступаем за легализацию социального откупа от призыва. Согласно нашей идее, любой призывник может заплатить примерно 150 тысяч рублей и не служить в армии. Эти деньги пойдут на оплату услуг контрактников. Таким образом снимается проблема взяток в этом вопросе, идет наполнение госбюджета, формируется профессиональная армия. Безусловно, мужчины призывного возраста должны проходить полутора, двухмесячные сборы, где их будут обучать азам обращения со стрелковым оружием. Сейчас, в условиях развития современных технологий, невозможно за год обучить призывника управлять, например, атомной подводной лодкой. Два месяца КМБ в «учебке» вполне достаточно, чтобы иметь необходимые навыки. Кроме того, для тех, кто родил одного ребенка, срок воинской обязанности должен сокращаться, а если у мужчины призывного возраста в семье двое детей, то он должен полностью освобождаться от воинской повинности.
Н.Р.: В настоящее время некоторых международных партнеров нашей страны не устраивает путь развития российской демократии. Как вы видите направление развития внешнеполитической деятельности России?
А.Р: Нам нужно ориентироваться не на Запад, не на Азию, а на себя. Россия должна достойно занимать ведущее место в мировой политике и экономике, исходя из своих личных, прагматичных интересов. То есть, старые «правые» говорят о западных ценностях и интересах, а мы говорим о российских демократических ценностях и интересах. Поэтому в первую очередь в отношениях с зарубежными партнерами – прагматика. То есть выгода для себя, своей семьи, своей страны. Это нормально. Кстати европейские государства давно исповедуют эти принципы. К примеру, Уинстон Черчилль говорил, что у Англии нет постоянных союзников и нет постоянных противников. У Англии есть лишь постоянные интересы, считал английский премьер.
Н.Р: Вы поклонник Черчилля? На каких исторических деятелей Вы чаще всего ориентируетесь?
А.Р: В первую очередь – это Петр Столыпин, слова которого «нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» мне очень импонируют. В мировой истории можно вновь обратиться к фигуре Уинстона Черчилля, который говорил, что демократия – это отвратительная политическая система, но ничего лучше человечество пока не придумало. Что Столыпин, что Черчилль – либерал-консерваторы по своей сути. Это либеральные ценности и одновременно сильная страна. Старым «правым» партиям нужна слабая страна – чтобы во всем было как можно меньше государства. Мы говорим, что сильная демократия – это сильная страна. Основные принципы, на которых строится наша работа – верховенство закона для всех и права человека. Петр Алексеевич (Столыпин) в свое время сказал, что если в молодости ты не был либералом, значит – у тебя нет сердца. А если в старости не стал консерватором, значит – у тебя нет ума. Этот либеральный консерватизм, по сути дела, и есть наша идеология. Либералом быть хорошо, но о стране не стоит забывать.
Екатеринбург, Святослав Булгарин
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».