Очередной масштабный проект Росселя потерпел крах: на любимой свиноферме губернатора погибло три тысячи поросят
В Свердловской области произошло ЧП регионального масштаба. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», на площадке ЗАО «Свинокомплекс «Уральский» в 30 километрах от Богдановича 7 июня 2009 года погибло 2 тысячи 994 свиньи. Беспрецедентный для региона падеж скота произошел на предприятии, которым так любит гордиться губернатор Россель. В спешно организованный скотомогильник неподалеку от села Ильинское грузовики доставили 150 тонн мяса.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», ЧП произошло на площадке доращивания в селе Ильинском. Помещение свинофермы – полностью автономный объект, в котором компьютеризированная система поддерживает необходимый микроклимат. Вопреки здравому смыслу за работой системы в ночное время никто не следил. Служба безопасности свинокомплекса закрывала помещение в 10 вечера и открывала его для доступа персонала рано утром.
В ночь на 7 июня система вышла из строя. За несколько часов ферма превратилась в газовую аммиачную камеру с температурой выше 80 градусов. Свиньи возраста 4-5 месяцев, вес которых достигал 40-50 килограммов, шансов выжить не имели. Вокруг случившегося постарались возвести «забор секретности».
Как рассказал главный ветврач Богдановического района Мубин Нусратов, по распоряжению начальника областного управления ветеринарии Владимира Красноперова была вырыта траншея длиной 18 и шириной 2 метра. Ее глубина – 6 с половиной метров. Теоретически погибшие животные могут в ней поместиться, но практически выкопать такую могилу непросто. Не исключено, что одна траншея сделана для отчетности, а часть свиней погребена в другом месте. Но об этом никто не говорит, данное обстоятельство замалчивается и пока недоказуемо. Также трудно себе представить, как 3 тысячи туш были обработаны в индивидуальном порядке – а именно об этом говорит Мубин Нусратов.
Расследование ведут прокуратура и милиция, исследования – ветеринары и вирусологи. Но гибель животных в «Уральском» началась не 7 июня сего года, а в мае 2008 – с первого дня работы свинокомплекса. Мертвые животные никак не укладываются в миф о самом масштабном агропроекте Свердловской области, поэтому о них предпочитают умалчивать.
Отметим, что ЗАО «Свинокомплекс «Уральский» является дочерним предприятием ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», штаб-квартира которого находится в Томске. Отцами-основателями Группы являются Андрей Тютюшев, Тимур Хисматуллин и Руслан Гурьев, подружившиеся во время учебы в Томском университете. С 2000 по 2006 год бизнесмены создавали вертикально-интегрированный агрохолдинг в Томской области, поставив себе задачу сделать его лидером по производству мяса в России. Новым этапом развития САГ должен был стать свинокомплекс, позволяющий ежегодно откармливать 210 тысяч свиней.
С идеей строительства мега-объекта сибирские бизнесмены в 2006 году объехали ряд регионов Урала и Сибири, в которых потенциально можно было разместить такой огромный комплекс. Его главные проблемы в том, что, во-первых, нужны местные предприятия для переработки 25 тысяч тонн мяса в год, а во-вторых, необходима серьезная экологическая нагрузка на территорию. В конечном итоге «Сибирская аграрная группа» пришлась ко двору Эдуарда Росселя. Со свойственной ему гигантоманией среднеуральский губернатор увидел в проекте шанс для бравирования перед федеральным центром и жителями Свердловской области.
В июле 2007 года на территории соседствующих Камышловского и Богдановического районов началось строительство, в которое, по заявлениям руководства САГ, предполагалось инвестировать 143 миллиона евро (5-6 миллиардов рублей). «Газпромбанк» предоставил Группе долгосрочный кредит в 3,45 миллиарда рублей. Залогом по кредиту, скорее всего, стал крупный пакет акций ЗАО «Свинокомплекс «Уральский». Такую схему сибиряки ранее использовали со Сбербанком, отдав в номинальное владение 26% ЗАО «Сибирская аграрная группа» для получения кредита в 665 миллионов рублей.
Генеральным подрядчиком строительства стало московское ЗАО «Стройиндустрия ПСК». Субподрядчиками – различные фирмы, набиравшие на стройку гастарбайтеров из стран СНГ. Задолженность по выполненным за два года работам исчисляется десятками миллионов рублей. В расположенных рядом с фермами селах до сих пор живут строители из Узбекистана и Таджикистана, которым не на что уехать из района. Рабочие несколько раз бастовали, но окончательного расчета так и не добились.
Строительство восьми производственных площадок «Уральского» не завершено по сей день. «Газпромбанк» несколько месяцев назад остановил кредитование, и генеральный директор Коба Гумберидзе уже заявил, что скот при финансовых проблемах может пойти под нож.
По имеющейся информации, недоделки и недострой на объектах свинокомплекса не позволяют эксплуатировать его по технологическим стандартам. Между тем, еще в мае прошлого года в «Уральский» начали завозить свиноматок из Дании. Как заявляют руководители САГ, свинокомплекс будет заниматься высшей генетической линией пород «дюрок», «йоркшир» и «ландрас». Стоимость каждой свиноматки – 3 тысячи евро. Первоначально планировалось завезти на Урал около 10 тысяч хрюшек.
Но с первой же партией, приезд которой широко освещался в прессе, начались проблемы. По свидетельству сотрудников комплекса, более 400 животных оказались заражены рядом болезней. И после презентации журналистам и чиновникам их пришлось забить и сжечь. Следующие партии животных оказались более живучи. Дальше начались проблемы с кормами. Богдановический комбикормовый завод, на который так рассчитывали, специализируется на комбикормах для птицы. Заграничные свиньи от местной кормежки стали болеть и умирать.
Другая трудность, которая и могла стать причиной массовой гибели свиней – энергообеспечение. Исходя из сложности объекта, он относится к первой – наивысшей категории. Иными словами, у него должно быть основное, резервное и аварийное энергоснабжение, обеспечивающие круглосуточный цикл работы. Но как отмечают эксперты, на сегодня свинокомплекс с его сложнейшим дорогостоящим оборудованием «тянет» на третью категорию – на уровне разваливающейся фермы советской эпохи. Не исключено, что именно скачок напряжения вывел из строя систему 7 июня.
В июне из «Уральского» начался исход специалистов. ЧП стало для них решающим аргументом. Свинокомплекс «Уральский», по мнению экспертов, является гигантской трубой, в которую улетают миллиарды рублей. Любой ветеринар знает, что массовое скопление животных – пусть даже и на современных фермах – многократно увеличивает риск болезней. Идея генетически чистой породы сводится на «нет» гигантским масштабированием. Известно, что европейские животноводы ограничивают свой потолок в десяток-другой тысяч голов.
Расположенным по соседству с «Уральским» мясокомбинатам обозначенный объем свинины – 25 тысяч тонн в год – не нужен. Руководство «Сибирской аграрной группы» замахнулось строить два собственных объекта мясопереработки, но для этого нужны финансовые ресурсы. «Газпромбанк», между тем, кредитную линию заморозил, а скот нужно кормить, да и обеспечение деятельности ферм требует немалых затрат. По некоторым сведениям, только обслуживание взятых кредитов обходится в десятки миллионов рублей.
Что же будет с недостроенным свинокомплексом, если его владельцы не найдут кредитных ресурсов на дальнейшую работу, прогнозировать пока сложно. Риск самого плохого развития ситуации растет на фоне финансового кризиса, в котором России еще жить да жить. Продать эту агромахину или отдать тому же «Газпромбанку» в счет погашения взятых кредитов вряд ли получится – этот актив никому не нужен. Очевидно, губернаторы соседних регионов три года назад были провидцами, не согласившись разместить столь пафосный проект «Сибирской аграрной группы» на своей территории.
Свердловская область в итоге получила лишнюю головную боль. В могиле под Богдановичем похоронили не просто мертвых поросят, а очередной миф эпохи губернатора Росселя. Напомним, что за последнее время целый ряд уральских проектов, явно отдающих гигантоманией, приказали долго жить. Так было и со станом-5000, БЕГУ, и пр.
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».