российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 25 ноября 2024, 17:20 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Коррупция продолжает процветать в милиции и органах власти – интервью РИА «Новый Регион» с руководителем СУ СКП РФ по Свердловской области

7 сентября исполнится два года с тех пор, как в России появился новый орган – Следственный комитет при прокуратуре. Его штат был сформирован из сотрудников прокуратуры и сейчас именно следователи СКП расследуют наиболее серьезные преступления, включая коррупцию и экстремизм, педофилию и пр.

С какими трудностями сталкивается СКП в работе и зачем набирает общественных помощников, сколько депутатов и градоначальников было поймано на взятках и почему уральских преступниц возят на психиатрическую экспертизу в Тюмень – читайте в интервью РИА «Новый Регион» с руководителем СУ СКП РФ по Свердловской области Игорем Слабуновым.

Н.Р.: Сколько сегодня следователей в Следственном управлении Свердловской области и как вы оцениваете их уровень профессиональной подготовки?

Игорь Слабунов: Всего в штате 408 человек, из них 249 следователей. Количество сотрудников растет, при этом мы не забываем одну из своих главных задач – постоянно повышать их уровень подготовки. Не буду скрывать – в некоторых районах области работа следователей сегодня не соответствует предъявляемым требованиям. Подчас складываются ситуации, когда до поступления на службу юноши хорошо учатся, а с приходом на работу оказывается, что им не хватает практических навыков. А для следователя главное – это грамотно работать на месте происшествия, выдвигать версии по обстоятельствам произошедшего и видеть дело в перспективе.

Н.Р.: И как повышается профессиональный уровень следователей?

И.С.: Посредством семинаров с привлечением государственных обвинителей, судей и преподавателей вузов, на которых изучается судебная практика, изменения, вносимые в действующее законодательство, тактика и методика расследования отдельных видов преступлений. Кроме того, в этом году начал работать учебный центр, в котором проходят обучение не только следователи Следственного управления по Свердловской области, но и всего Уральского Федерального округа. Помимо этого введен институт общественных помощников. Теперь мы принимаем тех, кто какое-то время проработал в следственных органах. То есть человек приходит, помогает следователю один или два года в Следственном отделе, и для себя определяет – может сам это делать или нет.

Н.Р.: Я знаю, что в Следственном управлении создана специальная группа, которая занимается коррупционными делами. По ее данным, кто составляет основную массу коррупционеров?

И.С.: Наибольшее количество коррупционных преступлений в 2009 году совершено сотрудниками правоохранительных органов, а также чиновниками, занимающими различные должности в органах власти.

Н.Р.: Сколько, кстати, коррупционеров удалось поймать СУ СКП РФ по Свердловской области за период существования? И какие трудности возникают при расследовании уголовных дел данной категории?

И.С.: Было возбуждено 400 уголовных дел, из которых 53 приходится на 4 месяца 2007-го года, 212 – на 2008 год и 125 на первое полугодие 2009 года. Что касается второй части вопроса – сложности возникают в связи с необходимостью проведения дорогостоящих судебных экспертиз (экономических, бухгалтерских и т.д.). Нужно доказать, что мэр или глава района умышленно использовал преступную схему, например, для создания благоприятных условий для бизнеса родственников или получил от этого дивиденды. Данные обстоятельства влекут за собой увеличение сроков расследования. Бывает, что все мероприятия проводятся полгода и больше.

Н.Р.: Какую сумму составил ущерб от экономических преступлений?

И.С.: В первом полугодии текущего года по уголовным делам, направленным в суд следователями Следственного управления, общий ущерб, причиненный действиями виновных лиц, составил более 8 миллионов рублей. По остальным делам приняты все возможные меры обеспечительного характера – наложен арест на имущество, банковские счета. Вопросы возмещения ущерба будут решены судами при вынесении приговоров.

Н.Р.: Бывали случаи, когда на ход следствия пытались воздействовать власти?

И.С.: Официально обращений от следователей по фактам давления на них за время работы СУ СКП РФ в Свердловской области не было. Были случаи, когда некоторые граждане посредством жалоб выражали субъективную точку зрения на ход расследования уголовного дела, процессуальные решения, принимаемые следователями. По каждому такому обращению проводится проверка, по результатам которой работе следователей дается объективная оценка. В случае если имелись факты нарушения законодательства, к ним принимались меры ответственности.

Н.Р.: Недавно в прессе проходила информация по Верхотурью, где сейчас ведется расследование дела в отношении главы ГО. Якобы, там есть воздействие на следствие…

И.С.: В Верхотурье проделан большой объем работы, но многое еще предстоит сделать. Есть попытки противодействовать следствию со стороны. Заинтересованным лицам, в частности, не нравится, как проводится следствие, люди начинают отказываться от своих показаний. Но мы работаем в этом направлении, намеченный план даст в скором времени результаты.

Н.Р.: Какие города Свердловской области можно назвать самыми коррумпированными?

И.С.: Я полагаю, что это не совсем верная постановка вопроса, поэтому не могу сказать – какой город больше, какой меньше коррумпирован. Там, где правоохранительные органы сработали слаженнее и качественнее, больше выявленных преступлений, где хуже работали – меньше. Вот, например, в Следственном отделе Нижнего Тагила в первом полугодии этого года находилось 48 уголовных дел о коррупционных проявлениях, а в Екатеринбурге – 40. Однако это ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что Нижний Тагил является самым коррумпированным среди других городов области, а в уральской столице подобных преступлений меньше. Опыт работы в России и за рубежом показывает, что коррупционная преступность носит латентный характер. Поэтому от умения и желания сотрудников правоохранительных органов зависит – сколько и каких преступлений будет выявлено и раскрыто.

Н.Р.: А как сработало Следственное управление по выявлению преступников среди граждан, имеющих «уголовный иммунитет»?

И.С.: В 2009 году в производстве следователей Следственного управления находилось 19 таких уголовных дел. Из них шесть – в отношении адвокатов, 4 – в отношении депутатов. По пяти делами проходят главы муниципальных образований, по четырем – следователи органов внутренних дел.

Н.Р.: Не могу не задать вопрос по громким уголовным делам данной категории. Как продвигается следствие по делу экс-мэра Нижнего Тагила и начальника УГИБДД ГУВД по Свердловской области Юрием Деминым?

И.С.: Предварительное расследование по делу в отношении бывшего мэра Нижнего Тагила Николая Диденко (обвиняется халатности – прим. НР) заканчивается, ближайшее время будет направлено в суд для рассмотрения по существу. Демин знакомится с материалами уголовного дела (обвиняется в превышении должностных полномочий – прим. НР), скоро оно будет направлено прокурору города Екатеринбурга с обвинительным заключением.

Н.Р.: Перейдем к громким делам другого рода – в частности, по экстремизму. Что с членами националистической группировки «Фолькштурм»?

И.С.: По данному уголовному делу семерым участникам группировки предъявлено обвинение, и они начали ознакомление с материалами дела. После этого уголовное дело будет направлено в суд. На счету активистов «Фолькштурма», многие из которых несовершеннолетние, 37 тяжких преступлений, в том числе убийства и жестокие избиения граждан по мотивам национальной ненависти. Деятельность группировки, в том смысле как этого требует закон, пресечена. Но сказать, что подобных банд в Свердловской области больше нет, я не могу.

Н.Р.: Скажите, а в чем заключается сложность расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних?

И.С.: Эти дела самые сложные. С детьми просто так не поговоришь, не раскроешь. В силу своего возраста, перенесенного стресса, они не всегда в полной мере могут указать объективные обстоятельства преступления. В таких случаях, для участия в следственных действиях привлекаются законные представители и педагоги, а в необходимых случаях – психологи.

Кроме того, с несовершеннолетними мы просто обязаны проводить психологические экспертизы. Кстати, в этом плане есть большие проблемы – сегодня мы не можем в Свердловской области проводить стационарную психиатрическую экспертизу женщин, поскольку на территории региона существует нехватка медицинских учреждений, имеющих право на ее проведение. Приходится их отправлять в другие регионы – едут даже в Москву в институт имени Сербского. Но в основном экспертизы с женщинами проводятся в Тюмени. Данные трудности при расследовании уголовных дел в конечном итоге ущемляют права участников уголовного судопроизводства и сказываются на сроках следствия.

Вместе с тем есть и другие проблемы. Например, в удручающем состоянии сегодня находятся судебно-медицинские морги, некоторые находятся на грани закрытия санитарными врачами, поскольку не соответствуют предъявляемым требованиям. К слову, один морг – в Ачите, уже закрыли, и теперь местным жителям приходится возить усопших в другой район. Для решения сложившейся проблемы требуется поддержка Министерства здравоохранения, правительства области, куда мы обращались с соответствующей информацией, но предпринятые нами усилия не приносят пока желаемого результата.

Н.Р.: Последнее время дня не обходится без сообщения об очередном изнасиловании подростков. Подобных преступлений действительно стало больше?

И.С.: Мы фиксируем рост зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. За семь месяцев текущего года было зарегистрировано 122 преступления, предусмотренного 131 (изнасилование) и 132 (насильственные действия сексуального характера) УК РФ. В прошлом году их было зарегистрировано всего 104. В чем причины такого большого числа преступлений? Я считаю, что ненадлежащим образом работают органы системы профилактики преступлений и правонарушений подростков – это комиссии по делам подростков, органы опеки и попечительства, школы, социальные центры и так далее.

Н.Р.: Скажите, у СКП РФ вообще существует своеобразная «шкала напряженности» в обществе? Какую оценку вы бы дали сейчас?

И.С.: Я не социолог, не провожу исследований, но вижу, что уральцы стали более задумчивыми, более принципиальными. Понять можно – жить стало тяжелее, чем раньше. Поэтому напряженность в обществе нарастает...

Н.Р.: И последний вопрос, Игорь Михайлович. 7 сентября исполнится два года с момента создания Следственного комитета при прокуратуре РФ. Что пожелаете своим сотрудникам?

И.С.: Коллегам в работе желаю, несмотря на имеющиеся трудности, стремиться к достижению конкретных результатов и выполнению поставленных задач. В личной жизни – постоянной поддержки и понимания близких вам людей, здоровья и оптимистического настроения!

Екатеринбург, Игнат Бакин

Екатеринбург. Другие новости 04.09.09

Свердловская прокуратура начала проверки УК и ТСЖ на предмет нецелевого использования средств. / Ездить на «летних» поездах до конца сентября можно будет со скидкой. / Губернатор Россель перебирается в «резиденцию президента» (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках