АвтоВАЗ установил новый антирекорд продаж Январь-2010 оказался для русского «автогиганта» худшим месяцем за весь кризис
Продажи АвтоВАЗа по итогам января не превысили 20 тыс. автомобилей. Как пишет «Ъ», это худший показатель за все время кризиса и более чем на 40% меньше, чем в кризисном январе 2009 года. Это означает, что завод столкнулся с вероятностью крупного кассового разрыва в тот момент, когда он ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации займов, а с правительством – о финансировании своей инвестпрограммы с французским концерном Renault. Кассовый разрыв может увеличить потребность завода в финансировании, что поставит под вопрос выделение ему даже тех 38 млрд. рублей, которые он уже запросил.
На этой неделе АвтоВАЗ опубликует данные о продажах за январь. По словам одного из источников «Ъ», близкого к предприятию, они составили около 17 тыс. машин, то есть падение продаж к январю 2009 года составило 41,5% (тогда было продано 29,1 тыс. машин). Складские запасы АвтоВАЗа сейчас составляют 56,5 тыс. автомобилей, уточнил собеседник. В пресс-службе АвтоВАЗа комментировать эти данные отказались, однако сказали, что, по «предварительным данным, в январе завод продал 20 тыс. автомобилей».
Даже если завод сумел преодолеть планку продаж в 20 тыс. машин, он все равно столкнулся с падением к январю прошлого года, который считается переломным для АвтоВАЗа. Именно с января 2009 года завод в полной мере ощутил на себе влияние кризиса – его продажи установились на уровне 28-30 тыс. машин и держались на этом уровне весь 2009 год. Падение до 17 тыс. машин в январе 2010 года означает, что АвтоВАЗ с началом этого года установил своеобразный антирекорд. При этом складской остаток завод не снизил, что крайне опасно: «сток» в объеме 56,5 тыс. считался нормой только до кризиса, а с падением продаж до 30 тыс. машин в месяц стал расцениваться как большой.
Такое крупное падение продаж в январе обернулось тем, что АвтоВАЗ собрал рекордно маленькую выручку, говорят источники «Ъ» – всего 3,3 млрд. рублей. В кризис такого не было ни разу, отмечает один из них: в течение 2009 года заводу удавалось собрать в месяц в среднем 6-7 млрд. рублей. Такое падение означает, что весной АвтоВАЗ может вновь столкнуться с кассовым разрывом. Когда это произошло впервые (осенью 2008 года), из-за того что завод отменил с началом кризиса предоплату для дилеров за отгружаемые машины, он сразу же начал переговоры с правительством о выделении ему 25 млрд. рублей.
Между тем, резкое падение продаж АвтоВАЗу некстати: завод ведет переговоры с кредиторами и правительством о получении госфинансирования для реструктуризации кредитов и запуска инвестпрограммы – в общей сложности это 50 млрд. рублей, из которых АвтоВАЗ пока получил только 12 млрд. рублей. Одним из главных условий выделения денег является хоть какая-то финансовая стабильность предприятия, говорят источники «Ъ», но если данные за январь верны, говорит Юлий Матевосов из ИК «Атон», то, как минимум, обещание вывести АвтоВАЗ на безубыточный уровень менеджмент вряд ли выполнит. Кроме того, продолжает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, не исключено, что заводу придется просить больше денег, и еще неизвестно, как на это отреагирует правительство. Оба говорят, что решающими станут продажи в феврале – январский провал можно списать на праздники.
Сейчас сбытовой блок АвтоВАЗа сильно лихорадит, говорят собеседники издания. В середине октября у него сменился глава – вице-президентом по продажам стал Максим Нагайцев, который будучи инженером по образованию опыта продаж автомобилей не имеет. С декабря 2005 года, то есть с самого момента прихода на АвтоВАЗ менеджеров ФГУП «Рособоронэкспорт», он был вице-президентом по техразвитию и курировал разработку машины класса С – такой размерности у АвтоВАЗа никогда не было. Машина так и не появилась, но Максим Нагайцев сохранял должность, даже несмотря на частую смену президентов АвтоВАЗа, работая и при Игоре Есиповском, и при Владимире Артякове, и при Борисе Алешине. С назначением в августе 2009 года президентом АвтоВАЗа Игоря Комарова Нагайцев, наконец, оставил должность, но только чтобы стать вице-президентом по сбыту. Эту «непотопляемость» источники «Ъ» объясняют дружбой господина Нагайцева с гендиректором «Ростехнологий», главой совета директоров АвтоВАЗа Сергеем Чемезовым.
Москва, Александр Клубов
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».