«Новый Регион» объявляет всероссийский сбор подписей за ужесточение наказания для водителей, сбегающих с места смертельных ДТП Инициативу поддерживают силовики, общественники, законодатели
Преступление недельной давности, когда под колесами черной «Тойоты» в Екатеринбурге погибла 9-летняя Настя Шершнева, буквально всколыхнуло Свердловскую область и соседние регионы. В том числе, граждан возмутило то, что автолюбитель скрылся с места происшествия, сбросив девочку с машины. И за бегство с места преступления 24-летний уралец понесет лишь административную ответственность – статья, предполагающая уголовную ответственность, из УК была исключена 7 лет назад. Возможно, это было далеко не лучшее решение законодателей, и это обстоятельство предлагается исправить – ужесточить ответственность за оставление места ДТП.
Напомним, что 31 марта в Екатеринбурге на перекрестке улиц Бакинских Комиссаров-Кировградской 24-летний Артем Маханек на «Тoyota Camry» на скорости более 90 км/час насмерть сбил второклассницу Настю Шершневу, переходившую дорогу на зеленый сигнал светофора. По словам очевидцев, перед тем, как остановиться, водитель протащил 9-летнего ребенка на капоте несколько десятков метров, а после сдал назад и, сбросив девочку с машины, скрылся с места преступления.
Для поисков водителя и авто были приняты беспрецедентные меры. Виновника искали ежедневно более 1,5 тысяч человек, владельцев «Тoyota Camry» просили приезжать в ГАИ для сверки. ГИБДД Екатеринбурга даже нанимала вертолет для осмотра лесных территорий и коттеджей, за заборами которых могли прятать автомобиль. За информацию о местонахождении преступника было объявлено вознаграждение. Начальник городского управления ГИБДД Юрий Замятин обращался за помощью к экстрасенсу, который указал направление, в котором уехала «машина-убийца». Спустя пять дней, водителя нашли. Выяснилось, что Маханек успел сжечь и утопить в болоте поврежденные в результате ДТП детали авто, отогнать машину в автосервис, купить запчасти, и заключить договор с адвокатом на случай своей поимки.
Между тем, на состоявшейся накануне в Екатеринбурге пресс-конференции начальник отдела по расследованию ДТП с тяжкими последствиями ГСУ при ГУВД по Свердловской области Андрей Лизанец заявил, что виновник ДТП, скорее всего, избежит строгого наказания – из 5 возможных лет ему дадут максимум 2,5 года колонии. Силовик пояснил, что бегство с места преступления, попытка уничтожения улик и превышение скорости сегодня не являются отягчающими вину обстоятельствами – за это виновнику ДТП грозит лишь административная ответственность. При этом суд обязан будет учесть смягчающее обстоятельство – наличие у Маханека 5-летней дочери, а также его чистосердечное признание.
«Для меня, хоть это юридически и неверно, водитель, который насмерть сбивает ребенка, умышленно покидает место ДТП и скрывается от следствия, встает в одну линейку с убийцей. Но российское законодательство сегодня на его стороне, касательно строгости наказания. Оно не разграничивает случаи, когда, например, машину занесло на гололеде, выбросило на тротуар, и она сбила человека, и случаи, когда водитель двигался на «красный» вблизи школы. Это умышленное нарушение правил дорожного движения, наравне с тем, что невозможно неумышленно садиться пьяным за руль или ехать по встречной полосе. Сколько должно произойти в России таких ДТП, чтобы законодательные органы обратили внимание на эту проблему?», – заявил Андрей Лизанец.
Представитель Комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Анатолий Горлов, в свою очередь, также отметил, что неоднократно выступал с предложением пожизненно лишать прав водителей, скрывшихся с места ДТП, а отмена уголовной ответственности за это деяние делает безнаказанными «дорожных преступников».
Между тем, законодатели уже отреагировали на запросы силовиков и общественности. Как сообщил «Новому Региону» депутат Свердловской областной думы, глава аналитического подразделения Межрегионального координационного Совета «ЕР» по Уральскому федеральному округу Максим Иванов, он собирается выступить с законодательной инициативой об ужесточении наказания за подобные преступления.
Иванов напомнил, что до 2003 года наряду с 264 статьей УК, работала 265, которая предусматривала ответственность за бегство с места ДТП. Однако, существовала коллизия – перевозка пострадавшего в больницу тоже считалась «Оставлением места ДТП» и грозила водителю дополнительными неприятностями. Тогда федеральные законодатели решили устранить противоречие и убрали данную статью из УК.
Во время ликвидации статьи 265 предполагалось, что вопрос помощи пострадавшему будет регламентировать статья 125 «Оставление в опасности», но с точки зрения правоприменения 125 статья оказалась нерабочей. «Там есть 2 основных момента. Во-первых – сложно доказать, что пострадавший был еще жив, когда его покинули в опасности. Во-вторых, что рядом не было других лиц, способных оказать эту помощь», – говорит депутат.
То есть, если во время ДТП рядом никого не было, то водитель спокойно может сказать, что когда уезжал с места происшествия, то пострадавший был мертв, а если были свидетели, то это и есть «другие лица способные оказать помощь». Таким образом, водитель опять избегает ответственности за «оставление в опасности».
«На сегодняшний день, если был совершен «наезд, повлекший по неосторожности смерть человека» и водитель скрылся с места ДТП, ему грозит до 5 лет лишения свободы, а если он остался на месте и пытался как-то помочь пострадавшему, или отвез пострадавшего в больницу, он может получить те же самые 5 лет. Ужесточения наказания за неоказание помощи и бегство с места аварии не предусмотрено», – подчеркнул Максим Иванов.
Он намерен выступить с законодательной инициативой об ужесточении наказания для водителей, которые сбегают с места смертельных ДТП. «Эта история со школьницей, конечно, верх цинизма, и пока нравственный уровень наших автолюбителей находится на таком уровне, необходимо, чтобы они понимали, что путем сложения (гибель человека плюс бегство) они получат уже не 5 лет, а 7-8. Тогда, возможно, виновники подобных аварий задумаются, и будут пытаться не скрыться, а помочь пострадавшему. Я намерен вынести обсуждение этого вопроса на заседание областной думы, а также фракции «Единой России», – пообещал Иванов и отметил, что в дальнейшем законодательная инициатива будет направлена федеральным парламентариям.
Между тем, пока идет разработка данного законопроекта «Новый Регион» намерен провести сбор подписей под требованием ужесточить наказание за бегство с места ДТП. Свою подпись читатели агентства смогут оставить на форуме агентства в теме обсуждения данной статьи. Для того, чтобы соблюсти юридические формальности – предлагаем читателям указывать в комментариях свои имя, отчество и город проживания.
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».