Инновации по-уральски: в регионе никто не знает, сколько в действительности создано передовых производств
Работа по созданию малых инновационных предприятий на базе уральских вузов, похоже, зашла в тупик. Вместо запланированных Росселем полутора тысяч «инноваторов», возможно не появилось и десятка. Для этого есть свои причины – льготы и помощь таким предприятиям не гарантированы. Пока инновационный бизнес на Среднем Урале в целом существует на правах «бедного родственника».
Целевая программа по созданию малых инновационных предприятий на базе уральских высших учебных заведений, подразделений УРоРАН и НИИ была подготовлена еще в декабре 2009 года. Документ предполагал, что к 2012 году в Свердловской области будет создано 170 малых инновационных предприятий. Однако такое количество «инноваторов» не устроило предыдущего губернатора Эдуарда Росселя – он отправил документ на доработку, указав увеличить число предприятий на базе учебных заведений и научных институтов едва ли не до 1,5 тысяч. Между тем, погоня за количеством повлияла на качество – теперь на Среднем Урале не знают, «сколько и кого насоздавали». И уже тем более не знают, что будет с этими предприятиями после слияния крупнейших вузов в Уральский федеральный университет.
Как сообщил «Новому Региону» начальник отдела науки, инновации и нанотехнологий свердловского Минпромнауки Сергей Сарапулов, назвать точное количество созданных на базе вузов «инновационных» предприятий в настоящее время не представляется возможным. «Такой статистики на сегодняшний день не существует. Сказать, какие из этих предприятий являются инновационными, а какие нет, также нельзя», – говорит собеседник агентства. Тем не менее, говорит он, работа над целевой программой в Минпроме продолжается, но на ее пути возник ряд проблем.
«Действительно, президент Медведев в 2009 году внес законопроект о создании малых предприятий в вузах, и он был быстро принят. Однако для таких производств не предусмотрено никаких мер поддержки – преференций по налогам, льготных арендных ставок, ничего этого не оговаривается», – поясняет Сергей Сарапулов. Таким образом, не ясно – как стимулировать создание и помогать передовым производствам, признаются в свердловском Минпроме.
Аналогичным образом вопрос о количестве и задачах инновационных производствах на базе вузов поставил сегодня в тупик директора департамента малого и среднего бизнеса Минэкономики Свердловской области Максима Годовых. «Я слышал о желании создать такие предприятия, но о конкретных действиях в этом направлении я еще ничего не знаю», – пояснил он «Новому Региону». При этом Годовых знает, что проблема возникла на уровне интеллектуальной собственности потенциальных производств – неясно, кто будет ей владеть – вуз, на базе которого создали производителя, либо само предприятие. Так или иначе, но по оценке директора департамента малого и среднего бизнеса эта работа еще крайне далека от своего завершения.
При этом Максим Годовых отмечает, что ни налоговые органы, ни органы статистики не располагают сегодня точными данными об общем количестве инновационных предприятий в Свердловской области. Тем не менее, только в 2009 году на Среднем Урале получили кредиты 6 инновационных предприятий, еще 14 производствам были выданы гранты на развитие и продвижение инновационной продукции. К заслугам уральских производств относят создание продвинутых полимерных покрытий, заменяющих эпоксидный клей, минеральных удобрений.
По словам директора по инвестициям Союза малого и среднего бизнеса Вадима Мезенина, годовой оборот некоторых из инновационных уральских производств составляет от 50 до 60 млн. рублей, а норма выработки на одного человека – 1,5 млн. рублей. Он отмечает, что успешной работе местных «инноваторов» мешают известные мировые бренды – они раскручены и от их использования не хотят отказываться потенциальные заказчики. А в некоторых случаях продвижению передовых технологий мешает жадность русских собственников, например, финансово-промышленных групп – промышленных холдингов. «На базе института металлургии УрО РАН есть предприятие «Техномер», которое предлагает эффективный способ переработки техногенных отходов и редкоземельных металлов. Но когда они начинали договариваться о работах с ведущим ФПГ, владельцы шламоотвалов в разы повышали цены на работу с отходами производства», – поясняет Мезенин.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».