Субъекты сменили приоритеты: быть регионом-донором больше не модно Эксперты объяснили, почему теперь не зазорно просить деньги у Москвы
Регионом-донором быть больше не модно: теперь российские субъекты соревнуются друг с другом в том, кто возьмет больше денег из федерального бюджета. «Федеральные деньги – это всегда хорошо», – учат журналистов парламентарии и объясняют, зачем в действительности бюджету Свердловской области нужен дефицит.
Еще в самом начале бюджетного процесса-2011 свердловские депутаты обратили внимание на появление в финансовом документе нового источника дохода – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. При знакомстве с проектом федерального бюджета можно убедиться, что такие дотации для Среднего Урала в 2011 году предусмотрены в размере 317,7 млн. рублей. Сумма эта, поясняют источники «Нового Региона» в Белом доме, рассчитывалась из объемов налоговых поступлений, которые напрямую увязаны с состоянием дел в экономике Свердловской области. Чиновники приводят пример: в 2009-2010 годах указанные факторы обусловили негативную тенденцию снижения налоговых поступлений в доходы консолидированного (с учетом федеральных средств, прим. НР) бюджета Свердловской области. Так, в 2009 году бюджетные доходы от поступления налогов составили 27 млрд. 577 899,4 тыс. рублей – это было меньше, чем в 2008 году. Не до конца восстановившаяся экономика не позволит существенным образом повысить собираемость и в будущем году, не скрывают сегодня в «Белом доме».
При этом парламентарии обращают внимание на тот факт, что за последние два года с начала кризиса объем межбюджетных трансфертов в бюджете Свердловской области неуклонно увеличивался. Это вновь сделало актуальным вопрос – остался ли Средний Урал регионом-донором или под воздействием кризисных явлений стал реципиентом, «подсевшим» на федеральные дотации. Ни для кого не секрет, что в настоящее время оппозиционные депутаты активно критикуют правительственные законы, которые предусматривают налоговые льготы для предприятий-резидентов. Основные аргументы этой критики сводятся к тому, что непринятие мер по повышению налогового потенциала Свердловской области, улучшению администрирования доходов, продолжение политики по предоставлению налоговых преференций и льгот может лишь усилить финансовую зависимость Среднего Урала от федерального центра.
Несколько обеспокоены и финансисты – прогноз консолидированного бюджета Свердловской области на 2011 год говорит о том, что доля федеральных межбюджетных трансфертов за исключением субвенций составляет 2,38% общего объема доходов. «Между тем, в соответствии со ст. 130 Бюджетного кодекса РФ по достижении упомянутой доли значения 5% может вводиться начальная ограничительная мера в управлении средствами регионального бюджета. Скажем, это может быть запрет на кассовое обслуживание исполнения областного и местных бюджетов исполнительными органами госвласти субъекта», – высказывает опасение один из чиновников.
Таким образом, вопрос о самоидентификации Свердловской области по отношению к федеральным деньгам остается открытым, передает корреспондент «Нового Региона». Следует отметить, что главной особенностью докризисных регионов-доноров являлось то, что они не получали из федеральной казны дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности – то есть дополнительно не обременяли бюджет государства. Причем не только не просили денег у более сильных (в данном случае Москвы), но помогали финансами более слабым территориям. Как правило, это были области, где бюджетная обеспеченность достигала показателя в единицу или более.
Так или иначе, но сегодня региональные власти не видят причин для беспокойства: кризис настолько поменял приоритеты в региональной финансовой политике, что о «былой гордости» речи даже не идет. В том же Заксобрании указывают, что все без исключения российские субъекты сейчас активно бьются за финансовую поддержку из федерального бюджета. Да и в прошлые годы, напоминают в облдуме, эта обязанность особо вменялась региональным представителям в Совете Федерации – сенаторов всегда «заряжали» установками в духе «извлечь из Москвы как можно больше денег».
В этой связи глава бюджетного комитета облдумы Владимир Терешков напоминает, что до 2004 года Свердловская область вообще развивалась медленно – непосредственно развитие региона началось года с 2005-го. «В 2005, 2006, 2007-м годах мы были территорией с профицитом бюджета. А в 2008-2009 годах, с началом кризиса, у нас появился дефицит. И сейчас мы бюджет закладываем с дефицитом», – говорит парламентарий. Терешков объясняет, что делается это в том числе и с определенным умыслом: дефицит регионального бюджета – это инструмент по привлечению доходов в бюджет консолидированный.
«Конечно, мы можем сбалансировать бюджет, но тогда Федерация посмотрит и скажет – у вас и так все хорошо. Многие регионы вообще завышают свой дефицит. Мы тоже можем повысить дефицит аж до 14 миллиардов (максимально допустимый дефицит – 10% от доходной части, поясняет собеседник НР). Однако сейчас у нас дефицит на уровне 8,9%, и мы можем обращаться к Федерации за помощью. Федеральные деньги – это всегда хорошо», – подчеркивает парламентарий.
В свою очередь глава свердловского Минфина Константин Колтонюк никакой особой зависимости регионального бюджета от федерального не заметил: «До кризиса бюджетная обеспеченность региона была более единицы. Сейчас она примерно равна единице. Таким образом, ситуация сильно не изменилась».
Екатеринбург, Александр Родионов, Татьяна Пашкова
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».