В августе 91-го – события в Москве и Свердловске в воспоминаниях и фотографиях уральцев (ФОТО)
Сегодня в России вспоминают события августа 1991 года. Ровно двадцать лет назад в Москве произошло то, что сейчас принято называть «августовским путчем» – попытка Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачева. Екатеринбург не остался в стороне от событий. Уральская столица, тогда еще Свердловск, поддержала защитников Белого дома: 21 августа на Площади 1905 года прошел многотысячный митинг против действий ГКЧП. Август-91 не стал поводом для возникновения в России еще одной официальной памятной даты, однако, медийное пространство в эти дни все равно полнится воспоминаниями очевидцев и комментариями на этот счет, а посвященные путчу мероприятия граждане устраивают сами.
Так, в Екатеринбурге, к примеру, сегодня открылась выставка фотографий екатеринбургского фотографа Сергея Крылова. На черно-белых снимках – их на выставке представлено порядка десяти – запечатлен тот самый митинг 21 августа 1991 года. Экспозиция открылась в офисе свердловского регионального отделения партии «Правое дело» и получила название «Неизбежность перемен». По словам руководителя региональной партячейки «Правого дела» Александра Рявкина, такие выставки помогут сохранить память о 1991 годе и показать действительную картину событий. «Нам сейчас пытаются сказать, что ничего не было, ничего не происходило в Свердловске. Но вот снимки – огромное количество людей на площади», – сказал Рявкин, открывая выставку.
Также на выставке побывал один из защитников Белого дома, екатеринбуржец Владимир Чекашев. В то время он работал в правительстве Свердловской области и был в августе 1991-го в командировке в Москве. «Я приехал в столицу, увидел танки на улицах, дошел до министерства экономики – мне нужно было встретиться с заместителем министра экономики, – рассказал Чекашев «Новому Региону». – Там мне сказали, что в стране переворот, никакого совещания не будет. 20 августа хотел уехать домой, но самолеты уже не летали. Дошел до Белого дома, а там оцепление, набирают добровольцев. Меня назначили командиром отряда и дали участок обороны на периметре здания».
По словам Чекашева, спустя 20 лет он не отказался от тех убеждений, которые позволили ему встать на защиту Белого дома. Сейчас он скорее переживает за то, чтобы те события не превратили из «героических в злодейские».
«Новый Регион» также выяснил и у других известных уральцев, где их застал август 1991, и как, спустя 20 лет, они оценивают произошедшее.
Так, депутат Свердловской Облдумы Георгий Перский тоже стал свидетелем путча, но в событиях не участвовал.
«Я как раз был в Москве в эти дни, видел танки, толпы народа, драки, ОМОН, – рассказал Перский «Новому Региону». – Но я тогда не занимался политикой, в Москву приехал, чтобы закупить так называемые товары народного потребления и увезти их в Свердловск. Так что мое невольное участие было безоценочным. Сейчас я могу сказать, что в результате тех событий мы, с одной стороны, потеряли СССР, а с другой – до сих пор не обрели новое сильное государство».
Председатель Свердловской областной Федерации профсоюзов Андрей Ветлужских оценок произошедшему в 1991 году не дает – по личным причинам, о которых не говорит. «Я был в это время в Душанбе, попытка переворота стала неожиданностью, – рассказал Ветлужских. – Мнения окружавших меня на тот момент людей были разные. Все постоянно созванивались с другими регионами и городами, я тоже постоянно звонил в Свердловск. На тот момент я был руководителем Орджоникидзевского райкома комсомола, и мы тогда решали, что делать».
Председатель Свердловского областного Союза журналистов России, заместитель главного редактора «Областной газеты» Дмитрий Полянин, которому в августе 1991 года было 20 лет, узнал о происходящем в Москве, будучи дома у родителей в Серове. «Я тогда был студентом, и на каникулы приехал к родителям. Услышал по радио о том, что произошло. И сказал отцу – это государственный переворот (правда, тогда его так еще не называли, и даже фразу «августовский путч» еще не употребляли). А отец мне ответил, что это какая-то «крамола», и такого не может быть, – рассказывает Полянин. – Мне в то время казалось, что ничего страшного не произойдет. Тем более, что у нас тогда был культ Ельцина, все были уверены, что никакой войны не будет, и все обойдется. Сейчас, спустя время, я могу сказать, что именно эта безоговорочная вера сыграла во многом отрицательную роль. Было слишком много романтики, в результате, к власти пришли люди, которые ничего не имели за душой, которые были способны очаровать массы, но не способны были наладить жизнь новой страны. Все понимали, что нужно развиваться по-другому, но как именно, непонятно. Не нужно было сразу все уничтожать, но время романтики надело на всех розовые очки, и все думали, что сейчас мы все сломаем и сразу заживем по-другому».
А вот екатеринбургский политолог Константин Киселев в своих оценках однозначен: «Двадцать лет назад мы отстояли право нашей страны на свободу».
Выставка «Неизбежность перемен» открылась сегодня в Екатеринбурге
Фотографии событий августа 1991 года в Свердловске
21 августа на Площади 1905 года прошел многотысячный митинг против действий ГКЧП
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».