У Росселя подрастает внук, но он не будет губернатором – уральские элиты не теряют надежды на смену власти в регионе
Сенсационное назначение экс-вице-мэра Москвы, 58-летнего Валерия Шанцева на пост губернатора Нижегородской области стало тревожным звонком для всех пока еще непереназначенных глав российских регионов (а таких еще более 50%) и отчасти подтвердило их худшие опасения: Кремль действительно формирует (или уже сформировал) кадровый губернаторский резерв, своеобразную скамейку запасных. По информации политолога, вице-президента Института национальной стратегии Олега Матвейчева, подготовка к частичной смене региональных элит идет полным ходом: в очереди на посты глав областей стоят заместители губернаторов, менее высокопоставленные региональные чиновники и госслужащие. Бизнесмены и другие представители элиты, не связанные с госвластью, занимают в этом списке последние места.
Как передает корреспондент «Нового Региона», случившаяся смена элит в Нижнем прошла на удивление спокойно. Накануне господин Шанцев приступил к исполнению своих обязанностей. Его предшественник, Геннадий Ходырев, который, кстати, давно достиг пенсионного возраста (ему исполнилось 63 года), пока пребывает в неизвестности. Отстранив его от управления областью, президент забыл предложить пожилому отставнику новое место службы. Региональные эксперты считают, что у Ходырева нет шансов даже на то, чтобы получить место представителя региона в Совете Федерации (а также гарантии безопасности), и хотя бы номинально остаться во власти.
На Урале поучительную смену элит в сопоставимом по размерам и стратегическому значению регионе восприняли крайне болезненно. По версии экспертов, губернаторов Ходырева и Росселя объединяет почтенный возраст (Росселю в октябре исполнится 68 лет) и еще одно обстоятельство: напряженные взаимоотношения с полпредом. Эксперты глубоко убеждены: отставку Геннадия Ходырева на 100% организовал Сергей Кириенко, который откровенно говорил, что считает нижегородского губернатора некомпетентным управленцем, и возлагал на него вину за более чем скромные экономические успехи региона.
Идентичная ситуация сложилась на Урале, где полпред Петр Латышев с момента своего появления в УрФО вступил в конфронтацию со свердловским губернатором Росселем. Многим памятно заявление главы Среднего Урала, сделанное практически сразу после назначения Латышева: «Присылают человека ... смотришь: он в жизни руководил только тремя курицами». Резкое замечание Росселя тогда нашло поддержку и даже вызвало бурный восторг в губернаторском корпусе, и не осталось незамеченным в Москве: до своего назначения на Урал генерал Латышев занимал пост замминистра МВД.
Очередное обострение конфликта между Росселем и полпредством случилось в этом году. На одном из расширенных заседаний свердловского правительства с докладом выступил замполпреда Сергей Вахруков, который выразил недоверие информации о стабильном экономическом росте Свердловской области отметив, что он располагает другими цифрами и фактами.
Эксперты «Нового Региона» из числа региональных и столичных ньюсмейкеров считают, что объективно смена элит в Свердловской области назрела давно: в этом году Россель отметит 10 лет своего губернаторства, мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий находится у власти 13 лет. За эти годы команда первых лиц практически не обновлялась. Между тем, за минувшее десятилетие в регионе сформировалась новое поколение молодых (или относительно молодых) честолюбивых политиков, желающих реализовать свои амбиции на государственной службе, встать у руля города и области. В числе таких деятелей эксперты называют молодых депутатов Госдумы Игоря Баринова (экс-руководитель группы «Альфа», единоросс), Евгения Ройзмана (экс-президент фонда «Город без наркотиков», независимый депутат), Антона Бакова (участвовал в выборах губернатора в 2003 году, вышел во второй тур), немолодого, но чрезвычайно амбициозного депутата ГД Валерия Язева (президент корпорации «Ява», единоросс), заместителя полпреда Виктора Басаргина (экс-руководитель Фонда госимущества Свердловской области) и еще десяток авторитетных политиков регионального уровня.
В ходе опроса представителей элит корреспондент «Нового Региона» убедился в том, что с одной стороны «их сердца настойчиво требуют перемен», с другой – заявлять об этом публично они пока не готовы. Возможно, по старой русской привычке боятся «сглазить» смену власти, возможно, опасаются негативной реакции руководителей города и области. Даже известные в регионе оппозиционеры в беседе с корреспондентом «Нового Региона» проявили нехарактерную им осторожность, прогнозируя дальнейшее будущее «старой гвардии»:
Николай Езерский, депутат Госдумы, коммунист:
В области, вероятно, готовятся перемены. Возможно, в ближайшее время сменится губернатор. Сейчас в стране просматриваются новации, которые приходятся не по душе областному руководству. Например, назначение на должность глав регионов «неместных». Так, недавно губернатором Нижегородской области был назначен Валерий Шанцев. Сторонний для региона человек – экс-заместитель Юрия Лужкова, он пришел и перевернул все управление, в том числе избавился от губернаторского аппарата. Произойдет ли смена элиты в области, будет зависеть от позиции Москвы по отношению к региону. Нужно определиться, кто выражает эту позицию. Если это губернатор и правительство, то в области все хорошо. Никакая смена руководства не нужна, и можно назначить губернатора из местной элиты. Если же это полпред Петр Латышев, то в области все плохо – высокий уровень преступности, зарплата ниже возможностей региона, коррупция. В этом случае нужны кардинальные перемены. И вероятно на пост губернатора будет назначен человек из центра. В любом случае на свердловском небосклоне нет особо ярких харизматичных лидеров. Действующая команда долго находилась в тени Эдуарда Росселя. И если есть кто-то, кто мог бы заменить действующего главу, то почему не заменил раньше? Свердловский премьер Воробьев хоть и является уважаемым человеком и прекрасным руководителем, но долго находился в тени Росселя, потому мало известен центру… Сейчас никто ничего не знает даже в Москве. Все ходят хитро улыбаются, как будто что-то подозревают, делают свои прогнозы, но на самом деле никакой информации нет.
Эдуард Абелинскас, политолог
Объективная необходимость смены элит есть – это факт. Но есть несколько негативных причин, влияющих на то, что ротации власти не происходит.
Во-первых, в немалой степени в этом виноваты сложившаяся политическая система и порядок формирования элит. В Свердловской области традиционно было два политических зубра – губернатор Россель и мэр Екатеринбурга Чернецкий. Для них всегда было свойственно ревнивое отношение к своему окружению и наметившимся политическим оппонентам. Что один, что другой всегда использовали тактику выжженной земли и, в результате, серьезных людей, которые могли бы претендовать на лидерство и власть, либо нет вообще, либо их очень мало. Кадровая скамейка стала слишком короткой. Людей, которые могли бы претендовать на власть, и которые дотягивали до уровня руководителей города-области, нет. Сейчас все более или менее засвеченные в политике люди – это едва ли уровень третьих лиц – это и Контеев, и Осинцев, и Матвеев, и Якимов… Серьезных шагов ими после попадания в публичную политику сделано не было, поэтому развиться до первых лиц им сейчас уже будет крайне сложно.
Между тем, области было бы очень интересно и полезно, если бы здесь появились альтернативные политические группы, которые с течением времени могли бы инкорпорироваться в существующие местные политические группы. В недалеком прошлом большие надежды в этом плане подавали ФПГ, которые предложили региональной политике своих лидеров («Евразхолдинг» – экс-гендиректора НТМК и экс-лидера свердловских «медведей» Сергея Носова, СУАЛ-холдинг – Константина Цыбко, кандидата-неудачника, пытавшегося избираться во все уровни власти). По большому счету все эти надежды не оправдались и бизнесменов, которые занимались бы политикой, не появилось. Ни УГМК, ни Евраз, ни СУАЛ в итоге «породить» лидеров не смогли.
Что касается смены политических элит путем укоренения здесь выходцев «со стороны», варягов, то на Урале эта практика не прижилась. Сложившиеся политические связи не дают людям со стороны развиться – без финансовой и личностной поддержки, а также поддержки элит закрепиться сложно. Вот, например полпред Петр Латышев – обладая элитарной поддержкой на уровне федерации, являясь фактически сотрудником администрации президента, он так и не смог достойно войти в политическую ситуацию.
Возможно, в ближайшее время власть и федеральная и региональная будет вынуждена воспользоваться опытом КПСС и попытается создать кадровый резерв, который будет сменять стареющие правящие элиты. Другой вариант – вернуться к либеральной демократии и институту выборов, отказавшись от системы назначения глав.
Олег Матвейчев, политолог, руководитель консалтингового агентства «Bakster group» и вице-президент Института национальной стратегии
Мой прогноз: Россель останется на месте. По крайней мере, до конца нынешнего срока, а может быть и будущего. Не секрет, что год назад, когда началось назначение губернаторов, Путин сказал всем главам регионов, что в ближайшие два года все останется по-прежнему, ничего меняться не будет, а дальше посмотрим – возможно, кого-то из губернаторов придется снять. Поэтому ближайшая дата, которая может что-то изменить на Среднем Урале – это осень будущего года. Сегодня в кадровом отделе Кремля первыми в очереди на посты глав области стоят заместители губернаторов, другие чиновники и госслужащие. Бизнесмены и другие представители элиты, не связанные с госвластью, занимают в этом списке нижние позиции. Политика Кремля такова, что возглавлять регионы должны люди, работающие в госаппарате. На данный момент готовых кадров для замены губернаторов, в том числе Эдуарда Росселя, просто нет. Хотя, безусловно, их подготовка идет. Через год какие-то изменения возможны, но в любом случае это никоим образом не будет зависеть от ситуации в Свердловской области. Решать будет президент. До этого времени резкие смены руководства вероятны только в каких-то форс-мажорных ситуациях – взрыв на Белоярке, террористические акты в России, «оранжевая» революция в Башкирии и так далее. Вот тогда могут потребоваться реальные перестановки во власти. В другом же случае ничего не изменится.
Антон Баков, депутат Госдумы
В ближайшие годы все останутся на прежних местах. Единственный, кто может уйти в течение нескольких лет – это Эдуард Россель. И то я уверен, если здоровье Эдуарда Эргартовича будет в порядке, он изловчится и переназначится на следующий срок. Элита меняться не будет. Мне кажется, ее просто нельзя поменять. Этот слой общества, он просто существует и крепко держится за свои позиции. Туда очень сложно попасть и сложно оттуда выпасть. Сейчас у многих представителей элитной ячейки подрастают дети, которые потихоньку приходят на смену или на помощь родителям. Взять хотя бы сына Ковпака, который стал депутатом екатеринбургской городской думы, или сына Скуратова, который стал коммерческим директором «Уральских авиалиний». Подрастает и Саша Россель. Сегодня уральская элита сформирована, и сложно пошатнуть устоявшуюся стабильность. Даже смена президента не внесет никаких кардинальных изменений в этот процесс. Если даже и будут какие-то исключения, они будут только подтверждать существующие ныне правила.
Илья Борзенков, депутат свердловской областной думы, предприниматель
Я не уверен, что в ближайшие несколько лет произойдет какая-то смена политической элиты. Конечно, у нас есть некоторые политические лидеры предпенсионного возраста, но таких очень мало. Основная часть все же будет оставаться на своих местах достаточно долгое время. Смена «рулящих» будет происходить очень плавно. Перестановки, скорее всего, будут носить внутренний характер. Так, рано или поздно место Эдуарда Росселя займет председатель областного кабинета министров Алексей Воробьев. Спикером в свою очередь станет кто-то из министров области, пока не берусь назвать, кто именно. Что касается городской власти, действующий мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, вероятно, останется на прежнем месте еще долгое время. Поскольку у него, в отличие от губернатора, нет ограничений по количеству сроков, в течение которых он может занимать эту должность. И как я думаю, это на благо города. Народу нравится нынешняя политическая стабильность, и все пытаются ее поддерживать. Мне кажется, что на сложившуюся монотонность не смогут повлиять даже результаты предстоящих выборов депутатов Государственной думы и президента РФ.
Александр Бурков, депутат свердловской областной думы
Безусловно, область ожидает смена элиты. Все будет зависеть от того, кто станет губернатором. Пост главы области могут занять десятки людей. Это и заместитель полпреда Виктор Басаргин, и депутаты Госдумы Антон Баков и Евгений Ройзман, и действующий областной спикер Алексей Воробьев, около трети депутатов областной думы и еще очень многие люди. Все будет зависеть от решений Кремля. Безусловно, если к власти придет Воробьев, то все останется по-прежнему. В остальных случаях команда будет меняться частично или полностью. Но далеко не факт, что произойдет смена «старой гвардии» на «молодую». Сейчас таких не пускают во власть, ставят препятствия всеми возможными силами. Открыть проход молодежи может только кремлевская элита, но это маловероятно. Городская же элита будет присутствовать на арене еще долго. Аркадий Чернецкий только недавно переизбрался. Команда мэра устоявшаяся и проверенная, поэтому там никаких движений даже не намечается. Начало смены главных людей в области может начаться уже в следующем году после выборов депутатов областной думы. Скорее всего, в новом составе будет новый председатель. Николай Воронин вряд ли сможет удержаться на этом месте, как бы он ни старался себя защитить с помощью изменения Устава области или думского регламента.
Виктор Шептий, депутат свердловской областной думы
В 2007 году истекают полномочия губернатора Эдуарда Росселя. Глава области уже публично заявлял, что намерен доработать до конца своего срока. Кто придет ему на смену или он будет назначен на следующий срок, я прогнозировать не берусь. В любом случае, это будет человек, представленный Москвой и утвержденный Законодательным собранием области. Вопрос преемственности теперь будут решать промосковские структуры – Кремль, полпредство. Областным элитам будет сложно вмешаться в этот процесс. Безусловно, действующие властные лидеры имеют уважение и авторитет на территории региона. Но этого может оказаться недостаточно для того, чтобы стать губернатором. Сейчас на чашу весов будет ставиться доверие и отношение к претендентам на пост главы области руководства страны. Поэтому, из-за присутствия «третьей силы» (Москвы), я не берусь прогнозировать исход борьбы в 2007 году. Также большую роль сыграет наличие готовой к работе и опытной команды. В принципе ни для кого не секрет, что сейчас Россель рассматривает в качестве своего преемника председателя областного правительства Алексея Воробьева. Также не является тайной, что существует еще три кандидатуры на этот пост (не буду называть имена, дабы никого не обидеть). Их персоны широко обсуждаются в прессе и в кулуарах, как свердловских, так и московских. Вообще, как показала десятилетняя практика, раскладка политических пасьянсов постепенно забывается, когда подходит срок выборов или назначения, и зачастую на арену выходит совершенно новая фигура. В любом случае расклад, который произойдет в Свердловской области в 2007 году, будет достаточно интересен. Не исключено, что Росселя заменит абсолютно новый человек, а при смене основного лидера сразу же встанет вопрос о формировании новой команды.
Екатеринбург, Александр Шелл, Арина Морокова, Елена Васильева
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».