Губернатор Александр Мишарин написал авторскую статью о развитии регионов России, выдержки из которой сегодня приводит «Новый Регион». Основная мысль Мишарина сводится к тому, что Концепция долгосрочного развития России нуждается в детализации планов и способов развития регионов. Мишарин делает вывод, что федеральных денег на развитие периферии будет не хватать всегда – поэтому нужны другие инструменты и подходы. Ими должны стать конкуренция между субъектами за ресурсы развития, создание городских агломераций – чего невозможно добиться без развитой транспортной инфраструктуры. После создания базовых условий российская «глубинка» и получит толчок к социально-экономическому росту.
«Не в деньгах счастье»
Мишарин напоминает, что перспективные цели развития России определены Концепцией ее долгосрочного развития. В свою очередь этот документ детализирован программными выступлениями президента и поддержан «Единой Россией». Таким образом, к главным задачам экономической политики России на будущее относятся устойчивый экономический рост на основе модернизации экономики, привлечение масштабных зарубежных и внутренних инвестиций, запуск механизмов инновационного развития, развитие человеческого капитала, вложения в промышленную и транспортную инфраструктуру. Все это позволит стране либо восстановить, либо занять ведущие позиции в ряде ключевых направлений индустриального и научно-технологического развития. С другой стороны такие условия обеспечат сбалансированное устойчивое развитие страны и ее человеческого потенциала.
«Возникает вопрос, в какой степени региональные приоритеты должны повторять федеральные? Губернатор любого крупного региона постоянно сталкивается в своей работе с ситуацией, когда активные муниципалитеты добиваются лучших результатов по сравнению с, казалось бы, более нуждающимися в поддержке, но по разным причинам занимающими иждивенческую или просто пассивную позицию», – отмечает Александр Мишарин. И приводит пример – в кризис 2008-2009 годов правительством России была запущена программа поддержки моногородов. На территории Свердловской области из 27 подобного рода муниципалитетов получили поддержку три – Нижний Тагил, Каменск-Уральский и Асбест. Причем на тот момент в области были и другие города, с не менее серьезными проблемами, вызванными наложившимся на монопрофильную структуру экономики промышленным спадом.
«Но именно эти три города сумели сформулировать собственную внятную стратегию выхода из кризиса, а не просто попросить денег на решение социальных проблем, как в тот период поступало большинство муниципальных образований. И получили ресурс долгосрочного развития», – подчеркивает Мишарин.
То же самое, отмечает губернатор, происходит в разрезе субъектов на уровне федерации: далеко не самые «яркие», по крайней мере к началу «нулевых» годов, регионы к настоящему моменту являются образцом для многих в части инновационного развития. Примером таких субъектов в плане привлечения внутренних и иностранных инвестиций Мишарин считает Томскую и Калужскую области, а в плане развития авиатранспортной инфраструктуры – Свердловскую область. Из этого губернатор делает вывод: повышение роли регионов в модернизации экономики России должно учитывать их собственную инициативу и давать регионам инструменты для конкуренции за ресурс развития.
Будущее за агломерациями
В общем, делает вывод Мишарин, никаких ресурсов в виде прямого увеличения финансирования не хватит для того, чтобы на огромной территории в 1/8 часть суши восстановить и выстроить до нормального европейского уровня социальную сферу и инфраструктуру всех периферийных городов. Точно также, напоминает свердловский губернатор, не хватило денег и во времена СССР – когда страна занимала 1/6 часть суши. «Нужны другие инструменты и подходы», – убежден глава региона.
Одним из таких важнейших инструментариев Мишарин считает доказавшим эффективность во многих странах развитие и расширение агломераций. Тем более, что этот процесс определен в Концепции долгосрочного развития России в качестве одного из приоритетов, подчеркивает он. Сегодня, пишет Мишарин, в России насчитывается около 20 формирующихся агломераций с населением свыше 1 млн. человек. «Показателен пример Екатеринбурга: в городе проживает чуть более 1,3 млн. человек, однако в радиусе 50-70 км от него находятся несколько муниципальных образований общей численностью свыше 600 тысяч человек. Это классические моногорода, в которых сосредоточено около четверти промышленного производства Свердловской области – больше, чем в самом Екатеринбурге. Но эти города не испытали серьезных социальных проблем три года назад, поскольку их жители оказались включены в общий рынок труда. И не только – они имеют доступ к культурно-образовательной, торгово-развлекательной сферам областного центра, и в плане возможностей развития для себя и своих детей фактически ничем не ущемлены по сравнению с жителями Екатеринбурга», – отмечает Мишарин.
По его словам, развитие агломераций – это, прежде всего хорошие дороги и комфортный межмуниципальный транспорт. Но кроме этого нужны механизмы координации действий муниципалитетов потенциальных агломераций, разграничения полномочий и ответственности, вопросов реализации и финансирования совместных проектов. Но это не только законодательная возможность для постройки качественной дороги в соседнем с мегаполисом поселении (что сегодня практически невозможно), говорит он, нужны более современные и тонкие инструменты регулирования доходной базы муниципалитетов, чтобы исключить ситуацию, когда люди работают и платят налоги в одном городе, а социальные услуги получают в другом.
В качестве примера Мишарин вновь приводит свой регион. Сейчас на территории небольшого городка Верхняя Салда создается особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина». Для ее работы потребуется порядка 13 тысяч работников. При этом соседний крупный город Нижний Тагил с численностью населения в 400 тыс. человек может дать «Титановой долине» и квалифицированную рабочую силу, и участки под строительство жилья недалеко от ОЭЗ. Однако для осуществления таких планов есть препятствия – при нынешней системе распределения налогов работники ОЭЗ, (а речь идет о высококвалифицированных рабочих и инженерах, прим. А.М.), будут получать социальные блага на территории Нижнего Тагила, а платить НДФЛ в Верхней Салде. «Поэтому важно рассмотреть вопрос об уплате НДФЛ по месту жительства, а не по месту работы», – делает вывод губернатор Свердловской области.
Транспорт – базис развития
Далее Мишарин переходит к тому, что важнейшим сдерживающим фактором эффективного пространственного развития России в настоящее время является недостаточно развитая транспортная инфраструктура. «Затраты на ее строительство и поддержание несопоставимы ни с одной другой страной мира, кроме разве что Китая и США, да еще с учетом намного, а в случае с Китаем – на порядок – меньшей численности населения и существенно более сложных климатических условий», – отмечает он.
Что касается России, то для нее создание транспортной инфраструктуры является вопросом первостепенной важности для экономической и политической связанности страны. При этом ее развитие должно быть привязано не только к промышленности. Важнейшая составляющая – возможность для людей свободно передвигаться по территории своей страны, причем эта свобода должны быть обеспечена не только технической возможностью «доехать из пункта А в пункт Б», но и ценой, которая была бы доступна большей части населения. Поэтому нужен комплекс мер по развитию региональной и местной авиации, созданию крупных узловых аэропортов в регионах. Необходима модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе развитие высокоскоростного ж/д сообщения, строительство и реконструкция автомобильных дорог», – делает вывод Александр Мишарин.
Не менее важным для России является также развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта – задача, которую ставят перед собой практически все страны, претендующие на мировое технологическое лидерство – Япония, Франция, Германия, Южная Корея, Китай. По словам Мишарина, включенный в стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года проект ВСМ-2 по строительству инфраструктуры скоростного ж/д сообщения на восток от Москвы, позволяет существенно увеличить мобильность населения и усилить экономическую активность в целом ряде поволжских и уральских регионов, запустить новые механизмы межрегиональной экономической интеграции и формирования новых рынков. Только на территории Уральского региона данный проект способен последовательно связать менее чем двухчасовой доступностью шесть крупнейших областных центров с общей численностью населения свыше 5 млн. человек (Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Пермь, Тюмень, Нижний Тагил), а если считать все население указанных субъектов федерации – то почти 15% населения страны.
«Стоит отметить, что развитие современной транспортной инфраструктуры приобретает особенное репутационное и экономическое значение для регионов в связи с организацией проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году», – подчеркивает губернатор.
О реиндустриализации страны
Реиндустриализация, пишет Мишарин, подразумевает не только обновление основных фондов, но требует масштабных инвестиций в ресурсосберегающие решения, трансфер зарубежных и разработку собственных технологий, нового качества кадров. Наряду с модернизацией действующих предприятий, возможности развития которых иногда ограничены, нужны проекты создания новой промышленной инфраструктуры страны. Положительный опыт последних лет целого ряда субъектов РФ, среди которых Республика Татарстан, Калужская, Московская, Ленинградская, Липецкая, Свердловская области, в части строительства и развития подготовленных площадок для промышленных инвестиций – индустриальных парков и особых экономических зон – подтверждает эффективность подобных инструментов.
При этом строительство подобных площадок должно быть тесно увязано с вопросами стратегического развития регионов. Стартовавший в текущем году проект создания ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области является примером, когда одновременно решаются вопросы привлечения иностранных инвестиций, развития сразу нескольких крупнейших и находящихся на мировом уровне технологического развития промышленных предприятий страны и создания новой «точки роста» во второй по размеру на территории области агломерации – Нижнетагильской.
Однако развитие промышленной инфраструктуры в регионах должно быть также тесно увязано с развитием промышленных кластеров. Особенно важны кластеры, чье развитие способно в долгосрочной перспективе решить вопросы частичного замещения высокотехнологичного (машины, оборудование) или стратегически важного для страны (как в сфере фармацевтики) импорта.
Об институтах развития и ответственности губернаторов
Как считает свердловский губернатор, простое количественное увеличение предоставляемых регионам со стороны федерации инструментов и ресурсов не приведет к успеху. Для достижения результата на уровне регионов должна быть сформирована сеть институтов, способных эффективно, на конкурентных началах использовать эти ресурсы для развития территорий. «Целый ряд субъектов РФ уже создали подобного рода институты – корпорации или агентства развития, агентства поддержки экспорта, региональные инвестиционные фонды с целью привлечения и сопровождения инвесторов, снижения административных барьеров для предпринимателей, подготовки и обслуживания индустриальных площадок для инвесторов», – отмечает Александр Мишарин. – Этот опыт необходимо тиражировать на всю страну, унифицировать нормативно-правовое поле для деятельности подобного рода структур, увеличить их возможности в части привлечения ресурсов федеральных институтов развития – Внешэкономбанка, государственных фондов финансирования научно-технологического развития, Роснано и др. в том числе, на условиях софинансирования со стороны субъектов РФ».
При этом Александр Мишарин указывает, что деятельность корпораций развития есть зона безусловной прямой ответственности губернаторов регионов. Это ответственность за эффективность расходования бюджетов развития федерации и субъекта на конкретной территории.
«В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что важнейшая роль регионов в решении нашей общей задачи – человеческого и экономического развития страны – заключается в здоровой и активной конкуренции за тот ресурс, который направляется и будет направляться государством на цели долгосрочного развития. Конкуренции в рамках и пределах выбранных страной стратегических приоритетов. Но дающей возможность наиболее активным, амбициозным, сумевшим выстроить на своей территории эффективные институты и систему поддержки и реализации проектов развития регионам возможность брать на себя и дополнительные полномочия и более высокую ответственность за решение наших общих задач», – заключает губернатор Свердловской области.
Москва, Екатеринбург, Александр Родионов
Москва, Екатеринбург. Другие новости 10.11.11
В Екатеринбурге земельный скандал: мэрия, трактуя федеральный закон в свою пользу, собралась выселить жильцов из частных домов. / Начальник свердловского полицейского главка Михаил Бородин получил новое звание. / На Среднем Урале иномарка сбила гаишника, оформлявшего штраф. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».