AMP18+

Екатеринбург

/

Россия неожиданно увлеклась фальсификацией истории Историки: государство делает это из-за страха перед «болотными площадями»

В России неожиданно проснулся повышенный интерес к фальсификации истории. Выражается это в массовом проведении «круглых столов» на соответствующую тему, отмечает корреспондент «Нового Региона». Один из них прошел сегодня в Екатеринбурге, собрав ученых и работников среднего образования. Оказалось, что сейчас Россия как никогда нуждается в «официальной» истории, заказанной государством. Также выяснилось, что госзаказ и фальсификация истории – вещи неразрывные – ведь именно государству приходится скрывать или искажать свою историю. Заодно нашелся ответ на вопрос – к чему весь ажиотаж вокруг фальсификаций. На это историки предположили, что власти занялись проблемой из-за боязни «болотных митингов», повышающих народное самосознание.

Историю заказывают, как музыку

Основным заказчиком фальсификации истории является государство. Доктор исторических наук Геннадий Корнилов в ходе «круглого стола» отметил, что различные фальсификации давно стали бизнесом. Однако фальсификация исторической науки и фактов – предмет отдельный. В качестве примера г-н Корнилов привел перепись населения в СССР в 1937 году. «На XVII съезде партии в 1934 году Сталин озвучил данные – более 180 млн. человек. Но перепись 37-го года эту цифру не подтвердила. Она дала 169 млн. человек. Т.е. целых 10 млн. с 1934 по 1937 год должны вырасти – ведь газета «Правда» писала, что в СССР самая высокая рождаемость – целых 3 млн. человек ежегодно. Тогда куда делись эти люди? – рассказывает Корнилов. – Но вы знаете сталинские методы. Было объявлено, что перепись проведена неправильно. Что все организаторы и переписчики – враги народа, которых репрессировали».

В итоге новая перепись была проведена в декабре 1937 года и новые переписчики прекрасно помнили о судьбе своих коллег предшественников. «Они приблизились к цифре 186 млн. человек. Т.е. дали ту цифру, которую надо было дать», – поясняет Геннадий Корнилов. Что немаловажно – данные переписи 1937 года были старательно уничтожены – сведений не осталось ни в одном центральном, либо региональном архиве, добавляет доктор исторических наук.

Другим примером исторической фальсификации Геннадий Корнилов называет проблему украинского голодомора. «Каждое государство должно иметь свою историю. А чтобы ее иметь, надо представить свой народ трудолюбивым, хорошим и деятельным. Ну а соседи, понятно, нам мешают, они плохие. Это становление национальной историографии, все (государства, прим. НР) этот период проходят все, не только Украина. И проблема голодомора стала одной из центральных для украинской историографии», – говорит Корнилов. Начиная с 90-х годов, до сего дня в Украине изучают голодомор, причем исследователи пришли к выводу, что голод 1932 года был организован специально, чтобы уничтожить украинский народ. «Т.е. это этноцид – уничтожение большой группы людей по национальному признаку», – поясняет историк.

В итоге проблемы вышла за чисто научные рамки, получив общественный и политический масштаб. Тем более что позицию Украины об этноциде со стороны СССР поддержали 10 европейских государств. Среди них Великобритания, Италия, Франция, Испания – т.е. влиятельные на мировой арене страны. «В общем, проблема стала политической и даже международной», – добавляет Геннадий Корнилов.

Такие разные фальсификации

По своей сути фальсификацией является также история ВКП (б), говорит Корнилов. Примеры подбирались таким образом, чтобы подчеркнуть руководящую роль партии и Сталина. Кроме того сейчас фальсификации проникают в литературу, искусство и кино. «Мы вот со студентами часто говорим. Такое впечатление, что гражданскую войну выиграли белые (имеет в виду современные фильмы о том периоде, прим. НР). А кто выиграл ее на самом деле – известный же факт. В общем, происходит какой-то перекос. Все-таки объективность должна быть, а вот трактовка событий может быть разной. Например, исходя из политической конъюнктуры», – говорит Корнилов. В качестве другого примера профессор привел исторические программы на «Первом» и «Втором» каналах – в них подача исторической информации также вызывает вопросы.

А вот от ответа на вопрос «Нового Региона», фальсифицируется ли история России сейчас и каким образом, профессор решил все-таки уклониться. «Вы знаете, я решил для себя, что я профессиональный историк. Конечно, я не могу отгородиться от общества. Но я люблю сидеть в архивах и библиотеках. И не хочу в чем-то участвовать, хотя мне тоже что-то не нравится. По сути, меня интересуют две вещи – аграрная и демографическая история. Свое мнение я могу озвучивать по этим проблемам – политической и социальной историей я не занимаюсь», – говорит Корнилов.

Как ангажируют историю

В этой связи более откровенной выглядит оценка, которую дает декан исторического факультета УрГПУ Иван Клименко. История – одна из самых ангажированных наук. Каждое государство подправляет свою историю», – не стал лукавить историк. Но и он предпочел оперировать фактами из истории других государств, отмечает корреспондент «Нового Региона». «На примере Украины это видно хорошо – сейчас там делают героями гетмана Мазепу и Бандеру», – говорит Клименко.

Впрочем, чуть позже декан все-таки заговорил более откровенно. «С точки зрения исторической науки отношение к фальсификациям разное. Академическая наука с удовольствием воспринимает фальсификации – прямо набрасывается на них. Ученые общаются друг с другом, и потихонечку кушают того, кто не прав. Если только он не проплачен государством, и оно его не поддерживает. Во всех других случаях фальсификатор уходит с исторической арены, пропадает», – рассказал г-н Клименко.

А вот в школьном образовании значение фальсификаций совершенно иное, говорит он. «Если мы хотим получить человека стойкого, и чтобы не заседали никакие комиссии по противодействию фальсификации истории, то мы должны увеличить количество учебных часов, отведенных на историю», – говорит Клименко. Между тем, по федеральной образовательной программе на историю сейчас отведено всего два часа в неделю. «Это минимум. Но почему на изучение истории не дают больше часов?», – задается он вопросом.

Сам декан истфака не исключает, что это может быть связано с ростом протестного настроения в России. Что это своего рода отголоски выступлений на Болотной площади и площади Сахарова. «Государство у нас понимает, что интеллигенция влияет на народ. И, видимо, она чуть-чуть виновата, что у нас сейчас такое сильное протестное движение, – говорит Иван Клименко. И предполагает, что государство пытается «повернуть историю» в узкое и хрестоматийное русло из-за «болотных площадей». В этой связи историк замечает, что интеллигенция по определению всегда была в оппозиции к государству. «Но мы (интеллигенция, прим. НР) ведь не призываем к революциям, ни к переворотам. Поэтому дайте нам время «вышить крестиком» патриотическое сознание наших граждан. А там они уже сами смогут спокойно противостоять разным фальсификациям», – обратился Иван Клименко к властям.

Ссылка по теме:

Владимир Мединский: Комиссия по противодействию фальсификации истории будет распущена/Интервью «Нового Региона» с профессором истории и известным публицистом >>>

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Культура, Наука, Общество, Политика, Россия,