Грязьбург как бренд, или почему лопнувшая труба может лишить Екатеринбург шанса на Мундиаль и ЭКСПО (ФОТО)
В Екатеринбурге, который претендует на проведение матчей Чемпионата мира по футболу-2018 и Всемирной выставки «ЭКСПО-2020», не спешат готовиться к событиям такого уровня: бестолковый брендинг, неграмотно спланированная инфраструктура, грязь на полуразрушенных дорогах, развалины домов в центре города, коммунальные проблемы и незнание иностранных языков могут лишить город сразу обоих мероприятий. «Новый Регион» составил шорт-лист причин, из-за которых Мундиаль и ЭКСПО могут не достаться уральской столице.
Как известно, Екатеринбург претендует на проведение двух весьма значимых мировых событий – Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также Всемирной выставки ЭКСПО-2020. При этом, судя по словам чиновников, кажется, будто дело уже решенное, и город действительно станет площадкой этих двух мероприятий. Но на деле это, конечно, не так: Екатеринбургу только предстоит бороться за право провести Мундиаль и выставку. Но готов ли город к таким мероприятиям? Сможет ли справиться с наплывом туристов и гостей? Способен ли Екатеринбург чем-то удивить и «зацепить» их? Более того, сможет ли он не разочаровать интуристов? Конечно, как утверждал булгаковский герой Бездомный, «среди интуристов разные попадаются», но, так или иначе, и мундиаль, и ЭКСПО – не те случаи, когда стоит разочаровывать гостей города.
Между тем, очевидно, что пока Екатеринбургу нечем похвастать. Заманивать гостей, судя по унылому брендингу, здесь совсем не умеют, а учитывая состояние мегаполиса, и вовсе не хотят. «Новый Регион» составил шорт-лист причин, по которым Екатеринбургу может не достаться право проводить матчи мирового первенства по футболу, и право принимать всемирную выставку.
Причина № 1. Нет бренда – нет туристов
Чаще всего горожане, которые принимают у себя гостей из других городов или из-за рубежа, жалуются на то, что приезжим нечего показать. «Каждый раз, когда ко мне приезжают друзья, которые еще не бывали в Екатеринбурге, я веду их по одному и тому же маршруту, который мне, честно говоря, оскомину набил, – рассказала «Новому Региону» екатеринбурженка Алиса Беляева. – Храм-на-Крови, Плотинка, смотровая площадка, набережная… А потому что непонятно, куда еще вести. По музеям или клубам – не вариант, нужно что-то нейтральное».
Действительно, у Екатеринбурга нет своей «фишки». Об этом «Новому Региону» рассказал известный испанский архитектор Хосе Асебильо. «В Париже есть Эйфелева башня, в Лондоне – отель «Кристал», а у Екатеринбурга ничего подобного нет», – отметил эксперт.
Проблема неправильного брендирования характерна для российских городов вообще, но если Екатеринбург претендует на проведение Мундиале и ЭКСПО, эту ошибку надо исправлять. «Я был в Екатеринбурге пару лет назад – честно скажу, ничего особенного, – рассказал «Новому Региону» путешественник из Болгарии Стойо Николов. – Нет того, о чем можно было бы сказать «Вау, я такого никогда раньше не видел».
Еще один штрих в копилку бестолкового брендирования – отсутствие качественной сувенирной продукции, которая, по большей части топорна и груба и совсем не справляется с ролью милой безделушки на память.
Причина № 2. Вечная беда
Плохие дороги – это одна из вечных бед России. В том числе, и Екатеринбурга, где объем ремонтов дорог возрастает только в предвыборный год. Кроме того, неверные решения развития транспортной инфраструктуры тоже могут отбить охоту у туристов ехать в Екатеринбург. На это, кстати, обращали внимание, и сами иностранцы, например, швейцарский профессор Филипп Бови, который сетовал на неудобный маршрут от Кольцово до центра города. «Возможно, понадобится строительство временного терминала в аэропорту. Говорю уже сейчас, потому что за год инфраструктура должна быть готова. От аэропорта нужно продумать путь гостя. Нужно просчитать, куда он может пойти: стадион, магазины, музеи», – отмечал он.
Разумеется, что мало кому из зарубежных туристов захочется пользоваться общественным транспортом Екатеринбурга, который, мягко говоря, не очень удобен и комофортен. Не трудно догадаться, кто проигрывает в сравнении трамваев «ЕТТУ» и швейцарского или испанского общественного транспорта. Тем более странны на этом фоне заявления сити-менеджера Александра Якоба о том, что второй ветки метро в Екатеринбурге не будет.
Причина № 3. Где поселиться?
Отелей в Екатеринбурге не так уж мало – 99. Но хороших, и при этом недорогих, почти нет. Если отель предлагает европейский сервис, ждите огромного счета за номер. А если гостиница носит скромный статус «эконом», скорее всего, она будет мало чем отличаться от общежития. При этом местные власти признают, что ситуацию нужно «разрулить», но пока ограничиваются очередным стратегическим прожектом «Гостиницы Екатеринбурга». В рамках этого проекта в городе должны быть построены новые отели, чтобы к 2018 году их число перевалило за 120.
Причина №4. Дорого, мало и невкусно
По обороту общественного питания Екатеринбург занимает 3 место после Москвы и Санкт-Петербурга, по дороговизне еды – 11 место в России (прим. НР – средний чек в прошлом году составлял 600 рублей на человека, по данным исследования 2ГИС). При всем этом, местные гурманы и ресторанные критики говорят о том, что общепит в городе оставляет желать лучшего – за некоторыми исключениями. «Всем, кто более-менее регулярно ходит в рестораны и кафе в Екатеринбурге, известно, если заведение только что открылось, в него можно ходить без опаски почти в 100% случаев. Через полгода с вероятностью 80% оно испортится: еда станет невкусная, официанты грубые, а цены вырастут, – отмечает эксперт-инкогнито. – А теперь представим, что тысячи человек приехали сюда посмотреть футбол – где они будут есть? При отеле – дорого. А зайдя в первое попавшееся кафе с улицы, как принято в Европе, есть риск нарваться на убогое обслуживание и невкусные блюда».
Также эксперт подчеркнул, что заведений общепита в Екатеринбурге мало, включая предприятия быстрого питания. «Куда пойдут фанаты перекусить перед матчем? В ресторан? Едва ли. Будут искать фастфуд, – отметил собеседник «Нового Региона». – Но посмотрите, например, в день города, как у нас такие едальни справляются с наплывом посетителей. Не справляются. Я уж не говорю о качестве пищи».
Причина №5. «Лет ми спик фром май харт ин инглиш»
Информационная закрытость Екатеринбурга для иностранных туристов очевидна, пожалуй, любому: начиная с того, что даже в центре города почти нет инфо-стендов для туристов, и, заканчивая отсутствием сервиса на английском языке. «Несколько лет назад мы проводили с журфаковцами эксперимент: прикинулись иностранцами и спрашивали у прохожих, как нам пройти, например, к Храму-на-Крови, – рассказала «Новому Региону» выпускница журфака Ирина Литвина. – И почти никто ничего не смог объяснить даже на ломаном английском, кроме одного студента, который нас раскусил».
Это касается не только горожан, но и работников сфер обслуживания, сотрудников правоохранительных органов, медиков, и т.д. – мало, кто может похвастаться знанием английского.
Более того, в городе по-прежнему мало открытых точек доступа Wi-Fi, стендов с информацией, популярных в Европе QR-кодов (в Екатеринбурге их почему-то принято наносить на асфальт масляной краской).
Причина № 6. «Есть че по мелочи?»
Еще один минус Екатеринбурга – не самая благоприятная криминогенная обстановка. В общественном транспорте по-прежнему режут сумки и вытаскивают кошельки, по вечерам на улицах легко нарваться на гопника, который выбьет из туриста сотовый телефон, к прохожим в самом центре города пристают стаи цыганок, вытягивая у них деньги. С этим, кстати, сейчас столкнулись фанаты, приехавшие в Украину на Евро-2012. Были и прецеденты в Екатеринбурге: например, в ноябре 2011 года группа местных подростков ограбила прямо в центре города троих туристов из Финляндии, приехавших на Урал болеть за хоккейную команду.
Причина № 7. Лопнувшая труба может подмочить репутацию
Коммунальные проблемы Екатеринбурга могут сослужить ему плохую службу, если не будут решены в ближайшее время. Так, репутацию Киеву сильно подмочил прорыв трубы с кипятком недалеко от стадиона «Олимпийский», на котором проходили матчи Евро-2012. При этом Екатеринбургу ничего не стоит повторить судьбу украинской столицы – не проходит и месяца, чтобы в городе не произошла крупная коммунальная авария с непременным отключением горячей или холодной воды в жилых домах и объектах соцкультбыта или разливом воды на проезжей части.
Причина № 8. Грязьбург как бренд
О грязи на улицах Екатеринбурга слагают легенды. Юмористы даже вывели формулу, согласно которой грязь в Екатеринбурге есть всегда: только зимой в твердом состоянии, весной и осенью – в жидком, а летом – в газообразном. Пожалуй, если бы местные власти захотели сделать «Грязьбург» брендом, то это удалось бы им без труда, поскольку город и так ассоциируют не с самым чистым населенным пунктом. Кроме того, внешний облик города сильно портит большое количество полуразрушенных зданий даже в центре Екатеринбурга. А обилие рекламных баннеров, мелких объявлений на стенах домов, столбах и остановках являются только дополнительным штрихом к портрету Екатеринбурга. И здесь не нужны даже комментарии.
Улицы уральской столицы. Центральная часть города
Пропускная способность улиц в центре города крайне низкая – они узкие и заставлены машинами
Посмотреть гуляющим туристам особо не на что. Одна из улиц в центре города
Продажа сувенирной продукции выглядит не очень «столично»
Грязь не покидает улицы Екатеринбурга даже в сухую и теплую погоду
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».