Белецкий: предприятия УрФО обделены транспортной инфраструктурой Интервью «Нового Региона» с гендиректором ОАО «Корпорация Развития»
Минтранс России вновь уклонился от детального обсуждения проекта «Северный широтный ход». Таким образом, судьба 700-километровой железной дороги, которую хотел возвести на севере УрФО еще первый полпред Петр Латышев – до сих пор под вопросом. Это притом, что у «Корпорации Развития» все готово для стройки – нет лишь «отмашки» Минтранса России. На минувшей неделе в Салехарде ни уральский полпред Игорь Холманских, ни гендиректор ОАО «Корпорация Развития» Александр Белецкий опять не смогли добиться от главы Минтранса Максима Соколова внятного ответа – будет или нет «Северный широтный ход».
На обратном пути из Салехарда в Екатеринбург, на борту Bombardier CRJ-100/200 Александр Белецкий рассказал корреспонденту «Нового Региона», чем ему не понравилось совещание, указал на нерешительность Минтранса и вновь подтвердил готовность «Корпорации Развития» начать строительство железнодорожной магистрали и остальной инфраструктуры в будущем году.
Н.Р.: Александр Самвелович, только что в Салехарде в очередной раз обсудили перспективы строительства Северного широтного хода. Вы довольны итогами совещания? Нам просто трудно судить – мероприятие ввиду важности решили закрыть для прессы.
А.Б.: Совещанием мы удовлетворены наполовину, скажем так. Радует то, что, в целом, никто не против предложенной нами схемы проекта. Значит, мы не зря выполняли эту работу.
Но в тоже время мы не удовлетворены тем, что вместо жесткого решения и сроков по началу строительства определили новое совещание в Минтрансе. На нем эти вопросы, видимо, каким-то образом придется уточнять. Нам кажется, что количество совещаний превысило все приличные и неприличные нормы. Однако жители от нас ждут совершенно другого – начала стройки, чтобы быстро ездить домой, чтобы осваивались новые станции и магистрали. А грузовладельцы от нас ждут новые дороги, чтобы быстрей возить свои грузы, а не ждать – подадут или нет им вагоны и не ставить развитие своего бизнеса в зависимость от того, в какие сроки проведет совещание тот или иной уполномоченный орган.
Н.Р.: Вы как-то обозначили этот решительный настрой в ходе совещания?
А.Б.: Мне пришлось достаточно жестко сегодня выступить по слабой, как я считаю, позиции Минтранса. Поскольку именно это ведомство должно в первую очередь стать «локомотивом». Мало сказать слова поддержки – мы просим озвучить конкретный перечень действий, которые предпримет Минтранс и мы, соответственно, исполним свои обязательства по строительству.
Н.Р.: Что уже сделано «Корпорацией Развития» в рамках проекта Северный широтный ход?
А.Б.: Мы со своей стороны сделали все возможное и невозможное. Мы создали с ОАО «РЖД» в рамках работы Ямальской железнодорожной компании очень хороший консорциум. Очень работоспособный. Это не придуманная управляющая компания – ЯЖДК знают все. Там есть специалисты – они реально управляют парками и готовы этим заниматься дальше. Свое согласие выразили губернаторы, а грузоперевозчики понимают, зачем им нужна магистраль. Также полностью готова проектная документация. Кроме того, прошли общественные слушания по строительству дороги, сделаны все инженерные разработки. Немецкие специалисты вместе с сотрудниками ведущего института РЖД постоянно контролируют процесс и находятся на стройке. Это означает, что мы не имеем предвзятого отношения – всегда можно услышать «два голоса».
Кроме того, мы фактически начали строительство железнодорожного моста, и любая задержка может привести к несинхронизации самого строительства. Т.е. мост построим, а дорогу еще не начнем. Задача, которую мы ставим для «Корпорации Развития» (и ее поддерживают акционеры) – не откладывать строительство «на потом». Хотя, может быть, кому-то это и удобно провести совещание, поговорить – вроде, все поддерживают…
Н.Р.: Когда надеетесь перейти к стройке?
А.Б.: Мы собираемся это сделать в следующем году. Потому что иначе актуальность может отпасть. Компании построят трубопроводы, найдут другие пути объезда, будут ехать дольше, но лучше. Но от этого никто не выиграет.
Ни у кого не вызывает сомнений экономика проекта – она прошла уже «тысячи» проверок. Тем более обоснование готовила ведущая в мире компания Price Water House – ее проверяли все – Минэкономразвития, РЖД, Газпром, «обкатывали» на реалиях ЯЖДК, на своих затратах. Наконец-то началось строительство порта Сабетта, и мы понимаем, что две лини с Запада и Востока позволят сделать порт не номинальным, а с подъездом железнодорожных путей. Должна быть возможность транспортировки, перевалки грузов, их хранения. Строится автодорога Салехард – Надым, и не хватает последнего «куска» – откладывать это бесконечно долго нельзя и не нужно.
Н.Р.: Что должен сделать Минтранс и почему он тянет с принятием решения?
А.Б.: Я не могу указывать Минтрансу, что делать. Нужно принять решение по поддержке той или иной схемы и дать отмашку. Тем более, что форма известна – по форме концессии строился Западный скоростной диаметр, в Санкт-Петербурге строился аэропорт Пулково. И так далее. Схема понятна, и не требует бюджетного финансирования. Следить за расходованием средств и выделять их будут банки. А вы знаете, как жестко они это делают. Это будет абсолютно понятный механизм. Он будет гарантировать оборот, и инвестиционная надбавка к тарифу 10.01 позволит полностью вернуть деньги инвесторам.
Проект с точки зрения коммерческой – тяжелый для российских реалий. «Входить» в проект на 20 лет не каждый инвестор сможет. Но ведь нашу компанию и создали, чтобы мы шли на такие проекты, где бы была окупаемость. Иначе не было бы смысла. Понятно, что мы исходя из целей создания «Корпорации Развития» выполняем эту работу. Исходя их тех задач, которые ставил Петр Латышев (первый полпред президента РФ в УрФО, прим. НР), когда создавал корпорацию.
Н.Р.: Северный широтный ход хотели реализовать при «царском режиме», Сталине, сейчас вот новый заход. Получается, Бог троицу любит?
А.Б.: Думаю, что пословицы и поговорки хороши тем, что они апробированы временем и событиями. Но мне кажется, что к нашему случаю это не подходит. Мы говорим все-таки о фундаментальных вещах. Строительство инфраструктуры определяет стратегию развития страны на долгие годы. Вспомните строительство дорог в России – какие объемы были раньше и как немного построено в последнее время. Практически 100 лет уже прошло. Как были заложены эти нитки, так все и развивается. Такая же стратегия развития у Соединенных Штатов – это развитие железных дорог. Посмотрите стратегию развития Китая – первые пять лет их госкомпания вкладывалась в высокоскоростные магистрали. Сегодня магистрали нового поколения – это совершенно другая скорость перевозки грузов – до 300-600 километров в час. Это даже не объяснить – это новая конкуренция в мире. Не нужно объяснять, что предприятия в УрФО обделены такой инфраструктурой, им сложно перевозить продукцию из центра страны. К тому же многие предприятия расположены вдоль портов – и получается, что скорость перевозки и мобильность – это необходимо. Инфраструктура – основа страны.
Н.Р.: В Салехарде глава Минтранса Максим Соколов ограничился тем, что назначил новое совещание по Северному широтному ходу. Известно, когда оно пройдет, и о чем будет идти речь?
А.Б.: Уже определен помощник министра, который будет заниматься подготовкой мероприятия. Мы отработаем с ним все технические вопросы, чтобы совещание не закончилось ничем, а была выражена позиция Минтранса с указанием по началу работ.
Что думают в Минтрансе России – ремарка «Нового Региона»
Отметим сразу – преемник Игоря Левитина на посту главы Минтранса – Максим Соколов сходу дистанцировался от откровенного обсуждения с журналистами проблемных инфраструктурных вопросов УрФО. Он хоть и вел совещание наряду с полпредом Игорем Холманских, но мероприятие носило закрытый характер, а после г-н Соколов отказался отвечать на вопросы СМИ.
Впрочем, еще до конца совещания журналистам все-таки удалось узнать точку зрения на будущее «Северного широтного хода» у его заместителя – Виктора Олерского. По его словам, Дмитрий Медведев уже подписал указ о начале строительства порта Сабетта (он является неотъемлемой составляющей проекта, прим. НР) – т.е. «первый камень» к началу стройки, по его словам, заложен. Он также добавил, что площадка будет лично осмотрена специалистами «НОВОТЕКа», руководством УрФО и губернатором Кобылкиным.
Как отмечает корреспондент «Нового Региона», произошло это в минувшую пятницу – потому, собственно, совещание и проходило в Салехарде, чтобы осмотреть будущую площадку Сабетта. Он также добавил, что это название будет сохранено – соответствующее постановление правительства РФ выйдет месяца через два.
При этом вопрос строительства непосредственно железной дороги длиной более 700 км в рамках «Северного широтного хода» замминистра Олерский назвал «наболевшим», в заключении так и не сказав – что же именно не устраивает Минтранс России.
Совещание в Салехарде
Салехард, Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».