Пропавшие в екатеринбургском СИЗО № 1 люди нашлись в исправительной колонии № 2
Двум свердловчанкам, «потерявшим» своих мужей в СИЗО № 1 Екатеринбурга, удалось, наконец, обнаружить своих супругов. Нашлись они в исправительной колонии № 2, также располагающейся в столице Урала.
Напомним, скандал вокруг исчезновения в застенках СИЗО № 1 двух человек, родился в августе 2005 года, когда две жительницы Екатеринбурга обратились в прокуратуру, правозащитные организации Свердловской области и СМИ с просьбой помочь разыскать их пропавших мужей, арестованных по подозрению в совершении преступлений и помещенных под стражу. На тот момент женщины не имели никаких сведений о своих супругах – Сергее Меньшикове и Александре Гайдукове – уже более двух месяцев.
Сергей Меньшиков и Александр Гайдуков проходят подозреваемыми по делу бизнесмена Равиля Хакимова.
Как рассказала тогда в интервью «Новому Региону» супруга Сергея Меньшикова Елена, ее мужа задержали 20 апреля 2005 года, причем во время задержания подбросили боевой пистолет марки ТТ, что было отражено в протоколе. После ареста Елена в течение месяца имела возможность общаться с супругом, но только через адвоката, нанятого для защиты интересов Сергея. Личных встреч с супругом не было.
27 мая 2005 Сергея Меньшикова под предлогом прохождения лечения по постановлению следователя прокуратуры Юрия Салькова перевели из СИЗО № 1 в колонию № 2 и прекратили доступ к нему адвоката. Но после того, как курс лечения был закончен, юриста к арестованному так и не пустили. Следователь Сальков Ю.А. ведущий дело Меньшикова, пояснил его жене, что арестованный решил отказаться от адвоката, нанятого дня него женой, и избрал себе адвоката по назначению из юридической консультации. «Я перестала понимать происходящее! Я нанимаю мужу адвоката, а он письменным заявлением оказывается от него! Причем в его заявлениях об отводе шла речь о каких-то угрозах семье. Но мне-то никто не угрожал! Ясность наступила, только через несколько дней, когда по счастливой случайности я приехала в очередной раз в прокуратуру вымаливать адвоката для мужа у следователя и увидела в милицейской «Газели» Сергея. Видимо у следователя не хватило духа помешать нашей встрече, и в течение пяти минут нашей беседы я поняла причины поведения мужа. Сергей сказал мне, что ИК-2 (колония № 2) на самом деле это специально созданная силовиками камера пыток, где путем истязаний делаются показатели по раскрываемости преступлений. Все это время его не лечили, а подвешивали за ноги вниз головой, наливали в пластиковую бутылку воды и били по голове. У него было два выхода, либо кровоизлияние в мозг и мучительная смерть, либо подписать те бумаги, которые требовались следователю. Он, беспокоясь обо мне и сыне, выбрал второе», – рассказала Елена в беседе с корреспондентом «Нового Региона».
Аналогичным образом попал из СИЗО № 1 в ИК №2 и Александр Гайдуков, которому для обоснованности задержания подкинули боевую гранату. По последней информации, на этой неделе Александра по непонятной причине перевели из ИК № 2 в женское СИЗО № 5 на Елизавете. Меньшиков же находится в колонии № 2 до сих пор. Все попытки вернуть их в следственный изолятор № 1 оказались безуспешны. Пока не помогает вмешательство в дело ни адвокатов, ни правозащитных организаций, ни полномочного представителя по правам человека. Прокуратура не замечает пыток, делает вид, что право на адвоката не нарушено и оружие при задержании не подкинуто.
Тем не менее, женам (спустя более чем три месяца!) удалось вновь увидеть своих мужей. Как передает корреспондент «Нового Региона», встреча получилась более чем эмоциональной. Главной темой для разговоров стало выяснение причин отказа Гадукова и Меньшикова от адвокатов, а также весьма неоднозначных «признательных» показаний, которые они дают по делу Хакимова. На вопрос жены Елены о том, зачем Сергей дает следствию неверную информацию, он ответил следующее: «На «двойке» (ИК №2 – прим. «Н.Р.») бьют так, что вспоминаешь все с момента рождения – и то, что было, и то, чего не было. Мы даже ничего не говорим, просто подписываем то, что дают. Если мы не подпишем следователю нужные бумаги, нас на «двойке» изнасилуют или убьют. И так будет до тех пор, пока мы находимся в ИК № 2»
По словам и Меньшикова, и Гайдукова, физического насилия и пыток к ним больше не применяют, но психологические давление они испытывают постоянно. Угрозы поступают от сокамерников, действиями которых, по мнению Гайдукова и Меньшикова, руководят представители правоохранительных органов.
После свидания супруги Гайдукова и Меньшикова приняли решение повторно обратиться к правозащитникам, в частности к уполномоченной по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой и попросить помощи в деле вызволения своих мужей из ИК №2, тем более, что никаких веских оснований держать Гайдукова и Меньшикова там, у следствия нет. А так же жены готовят материалы для обращения в международный суд г. Страсбурга.
В случае, если добиться этого не удастся, у Меньшикова и Гайдукова нет никаких шансов на то, что следствие будет объективным и данное по делу заключение будет отражать истинное положение дел.
Ссылки по теме:
Несколько уральских адвокатов могут лишиться практики и клиентов >>>
Екатеринбурженки обратились в прокуратуру с требованием вернуть им мужей >>>
В уральских СИЗО пропадают люди >>>
В Свердловских СИЗО показания у арестованных добывают электрошоком, побоями и изнасилованиями >>>
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».