«Мы начали проверять область на предмет коррупции», – один день из жизни ГФИ Бориса Кириллова (ФОТО) Спецпроект «Нового Региона»
«Новый Регион» продолжает спецпроект «Один день с известным человеком». На этот раз герой нашего сюжета – главный федеральный инспектор по Свердловской области Борис Кириллов. По традиции наш корреспондент провел с Борисом Анатольевичем несколько рабочих часов практически «бок о бок». Поводом стала его поездка в Реж, который власти склонны рассматривать в качестве потенциальной «горячей точки» на карте Свердловской области. Пока ехали в машине, говорили об институте полпредства, специфике работы ГФИ и зачем он вообще нужен. Уже на месте встретились с властями, которых инспектор честно предупредил о возможном социальном взрыве и настойчиво рекомендовал принять ряд мер.
Дорога до Режа в обществе главного федерального инспектора по Свердловской области Бориса Кириллова заняла больше часа. Стартовали от полпредской резиденции – выезжать на изучение «режевских реалий» г-ну Кириллову пришлось с одного из совещаний. Пока ехали, говорили о работе ГФИ – зачем она нужна, и к каким результатам должна приводить. Было интересно узнать, как свой функционал г-н Кириллов видит сам. Тем более, что окружение к тому времени уже успело рассказать о некоторых индивидуальных «приемах» работы своего шефа. Говорят, что в любой рутинной поездке ГФИ может сделать что-нибудь неожиданное. Например, попросит остановиться у экипажа ДПС прямо посреди маршрута. Затем выйдет, подойдет к инспекторам, закурит сигарету и между делом интересуется: довольны ли полицейские зарплатой, не нарушает ли закон начальство, в чем нуждаются, какие ожидания от службы и так далее.
Сам Кириллов говорит, что осуществляет координацию между федеральными органами власти, расположенными в регионе. Дело в том, что в своей иерархии они подчиняются руководству из Москвы и вовсе не горят желанием отчитываться перед региональными властями. Тут и выручает ГФИ, который осуществляет посредническую функцию в рамках действующей вертикали власти. Ну а вообще, говорит Борис Кириллов – есть и более показательные примеры. Например, без согласования с его аппаратом в регионе не может быть назначен ни один судья – каждый из них подвергается специальной проверке, а затем проходит и через личное собеседование.
Иными словами, ГФИ подключается к ситуации на всех этапах, где влияния лишь одних региональных властей или надзорных органов недостаточно. «Буквально два-три месяца назад в Свердловской области обострилась тема задолженности по зарплатам. По разным оценкам это от 500 млн. рублей долгов, – говорит Кириллов. – Этой темой в оперативном режиме занималась прокуратура – ставили «на вид», возбуждали уголовные дела. Затем была создана рабочая группа при правительстве Свердловской области». И все-таки потом потребовалось вмешательство федеральных структур – появилась необходимость в создании межведомственной группы с участием региональной и федеральной власти для системного анализа ситуации на рынке труда.
«Для предупреждения негативных ситуаций, а не только лишь в режиме работы онлайн», – поясняет ГФИ. Он уверен – власть должна работать на опережение, предупреждение негативных трендов, а не постфактум, когда они уже состоялись. Ведь именно так развивались все голодовки и забастовки, начиная с лета нынешнего года. А потом некоторые чиновники разводили руками со словами – а что можем мы, как мы воздействуем на собственников бизнеса?
Параллельно выяснилось, что аппарат ГФИ инициировал проверку Свердловской области на предмет борьбы с коррупцией. Правда, итоги ее пока неизвестны – ревизия стартовала два дня назад. «Это проверки органов федеральной исполнительной власти. Мы это делаем применительно к Свердловской области, а итоги докладываются в контрольно-ревизионное управление администрации президента», – рассказывал по пути ГФИ. И отмечает – там могут дать совершенно непредсказуемые оценки «со всеми вытекающими последствиями».
Уже на месте – будь то режевская школа №5, заводской цех или конференц-зал мэрии – ГФИ старался следовать принципу «работы на опережение». Ну, или, по крайней мере, называть вещи своими именами. Если его не устраивал ответ директора школы, что она не может повысить зарплату учителям – деликатно отвечал: «Так говорить не следует, потому что за похожий ответ президент Владимир Путин сделал замечание губернатору Курганской области. Я ваш ответ услышал, но он нас не устраивает».
И дал время подумать над механизмами по повышению учительских зарплат. Сам тем временем совершил экскурсию по школе – зашел в кабинет информатики, посидел за школьной партой (с радостно-мальчишеским видом – прим. НР). Но уже через несколько секунд был вновь серьезен и вернулся к «своим баранам» – предметному диалогу с директором о зарплатах. Не ограничившись взятыми обещаниями, по собственному выражению, «в контексте поездки», Кириллов заглянул в школьную столовую. Там обратил внимание на старую мебель и посуду и тут же услышал просьбу о помощи в замене видавших виды столов и стульев.
Следующей «контрольной точкой» для ГФИ стали цеха и административное здание «Режевского механического завода». Собственно из-за него, да еще одного «проблемного» завода – «Режникель» – Борис Кириллов и поехал в Реж. Наблюдая со стороны за этим федеральным чиновником, в первую очередь бросалась в глаза разница между ним и его предшественником – Виктором Миненко. Если последнему ничего не стоило накричать на человека или грозить ему самыми страшными карами, то Кириллов действует иначе. Он вообще не повышает голоса и очень вежлив.
Еще одно качество нынешнего ГФИ – говорит «без обиняков», что думает. Скажем, если стоит Реж на пороге социального взрыва, то Кириллов так и говорит: «В 2013 году у нас в области может появиться новая точка социального напряжения – Реж». Что тоже производит впечатление на муниципальные власти. Судя по всему, в такой форме почему-то лучше приходит осознание личной ответственности в случае реализации негативного сценария.
На этот счет сам Борис Кириллов отмечает, что ГФИ не может воздействовать или как-то влиять на власти муниципалитетов. Скорее – это функционал арбитра, который порой становится своего рода посредником между местными, региональными и федеральными органами власти. И хотя сам Кириллов говорит, что рекомендации ГФИ по этой причине могут быть вовсе не обязательны для муниципалов, очевидно – как минимум, предпочтительны. И в мэриях это понимают. Да и как иначе, когда на вопрос – есть ли у Режа при существующих экономических сложностях программа развития, приходится отвечать: «Нет». Потому что следующим вопросом может быть уже более жесткое и неприятное: «Почему и кто виноват?»
Но, судя по всему, Борис Кириллов не сторонник «махания шашкой». Вместо этого он начинает советовать: «Сделайте комплексную программу, как в Нижнем Тагиле. Там потратили время и силы, утвердили ее на уровне правительстве и хоть пока не решили всех проблем, понимают, куда двигаться». И это оказывается куда эффективней криков и угроз. Растроганные деликатностью, власти Режа обещают, что программу развития подготовят в кратчайшее время, и, конечно же, озаботятся вопросом трудоустройства тысячи рабочих с Режникеля и мехзавода, если их массово уволят.
Оказалось также, что Кириллов даже способен порадоваться оригинальности и функциональности чужих идей. Например, когда экономику моногородов предложили спасать за счет перевода на их территории предприятий из Екатеринбурга. Мысль, действительно, оригинальная. Показательно, что придумали это не те, кому полагается – сотрудники Минэкономики или Минпромнауки, а муниципалы, о которых порой нелестно отзываются в «свечке» на Октябрьской площади. Самому ГФИ идея понравилась настолько, что на следующий день он решил рассказать о ней Паслеру. Так что задумка режевских властей может воплотиться в нечто большее – целую региональную программу и помочь не только Режу, но и другим городам.
Итоги совещания подводили с таким учетом, чтобы обсуждаемые проблемы Режа «не выветрились» из голов муниципальных служащих после отъезда инспекции. «Выводы: резервы у города есть. Прошу передать нам соображения по инвестиционной программе», – указал ГФИ. И счел долгом напомнить обо всем, что только что проговорили. Напоследок обнадежил: «Вода камень точит. Главные исполнители – это вы». С тем и отбыл в Екатеринбург.
ГФИ Борис Кириллов отправился в Реж, который власти склонны рассматривать в качестве потенциальной «горячей точки» на карте Свердловской области
В местной школе главным стал вопрос о зарплате учителям
На Режевском мехзаводе – предприятия оказалось в трудном положении, рабочих сокращают
Одно из прозвучавших предложений – спасать города за счет переноса заводов из Екатеринбурга
В Реже необходимы срочные меры, иначе город окажется в 2013 году на грани социального взрыва
Совещание в мэрии – предложено взять готовую программу развития у Нижнего Тагила
Реж, Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».