Уходящий 2012 год принес множество новых открытий в мире науки, технологических прорывов и свежих новаций в различных сферах деятельности человека. Многие чиновники бьют себя в грудь, заявляя, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Но разговоры об инновациях и нанотехнологиях блекнут, когда речь заходит о территориях, удаленных от МКАД. На дворе 21 век, а на Урале люди греются у печей, надеются на помощь потусторонних сил, лечатся народными средствами и дарят друг другу продукты. Получается мрачная картина, некоторые элементы которой собрал «Новый Регион».
В 21 веке помощь ищем у магов и священников
Одной из самых обсуждаемых новостей этого года стал бесследно пропавший на Урале самолет Ан-2. О бесследно исчезнувшем воздушном судне говорили даже на федеральном уровне. Поиски «кукурузника» велись несколько месяцев силами добровольцев, полиции, сотрудников МЧС, лесников и многих других, но закончились безрезультатно. Казалось бы, в век высоких технологий, летающих в космосе многочисленных спутников и постепенной «оцифровки» планеты поисковыми интернет-компаниями, потеряться чему-то крупному (как целый самолет) в конкретно взятом регионе сложно. Но оказалось, что возможно.
Скорее всего, в более цивилизованных странах Европы или в Америке «кукурузник» все-таки нашли, но не в России. Выяснилось, что привлечение к поискам спутников – занятие дорогостоящее и не гарантирующее положительный результат. В итоге пришлось прибегать к крайним мерам (ведь традиционные поиски результатов не приносили) – нанимать экстрасенсов, к деятельности которых многие относятся скептически.
Так или иначе, этих специалистов пришлось задействовать, и они указывали различные направления, где, по их мнению, находится Ан-2, и даже говорили о состоянии людей, находившихся на борту самолета. Сложно назвать такой вариант поисков современным, но факт остается фактом – маги, как в древние века, помогали разыскивать пропавших людей. Впрочем, также безрезультатно.
К потусторонним силам пришлось прибегать и в другом случае. Как известно, в этом году одну из самых загруженных магистралей Свердловской области – Серовский тракт, окрестили «трассой смерти». Многочисленные венки и погребальные камни, расположенные вдоль дороги, давно стали неотъемлемой частью пейзажа. А в этом году здесь произошло еще несколько смертельных ДТП, и статистика аварийности на серовском направлении стала устрашающей.
Логика подсказывает, что снизить риск дорожно-транспортных происшествий можно, например, если расширить проезжую часть и разделить встречные транспортные потоки брустверами. Это требует серьезных финансовых вливаний, но, как говорится, человеческая жизнь важнее, она бесценна. Но власти и сотрудники ГИБДД пошли другим путем – решили искать помощи у священников, попросив их окропить печально известную магистраль святой водой. По всей видимости, чиновники всерьез уверены, что трассой овладели злые духи или бесы, из-за которых и бьются транспортные средства. Попахивает каким-то Средневековьем.
Миграция в деревню; в школу – только пешком
Впрочем, некоторые уральцы намеренно желают оказаться в глуши, подальше от цивилизации и новых технологий. Оказывается, есть граждане с серьезными намерениями поменять город на какую-нибудь заброшенную деревню. Своими планами они делятся на специально созданной для этого интернет-площадке. По словам этих людей, в глухомани можно заниматься сельским хозяйством и ремеслами, чем и зарабатывать себе на жизнь. Другие вовсе вынашивают идею о создании экопоселений. Для этих целей они ищут единомышленников. Вот один из примеров такого сообщения: «Мы семья староверов собираемся переезжать в заброшенную/малочисленную деревню в области как минимум 150 км от города! Есть кто желающий с нами! Сами пока живем в Екатеринбурге в своем доме на участке! Были бы очень рады пообщаться, встретиться», – пишут жители региона.
Между тем, отсутствие благ цивилизации определенным категориям населения приносит только трудности. Например, не сладко в 21 веке живется уральским школьникам. Не проходит месяца, чтобы региональные СМИ не сообщили о том, что учащимся приходится ходить за знаниями по нескольку километров. Причины всегда разные – разбиты дороги, по которым не может проехать школьный автобус, увольнение единственных штатных водителей и так далее. Один из последних примеров – поселок Шадриха в Свердловской области, где до школы дети осенью этого года были вынуждены ходить по 8 километров. Причем, путь пролегал по лесам и полям, где нередки встречи с волками. И выходить учащимся приходилось заранее, вооружаясь фонариками.
К слову, в Пермском крае маленькие жители поселка Койва так живут уже несколько лет – они добираются до школы в городе Горнозаводске пешком, преодолевая 17 километров. По словам телевизионщиков, родственники школьников собирают их в каждодневные утренние походы со слезами, как на войну. Когда для детей закончатся вынужденные уроки по выживанию – неизвестно.
Есть и другие примеры «дремучести» уральской глубинки, вопиющая изнанка которых обнажилась в связи с принятием в России скандального «закона Димы Яковлева». Как рассказала «Новому Региону» жительница города Нижняя Салда Алла Лосева, в их муниципалитете проживает бывший детдомовец, сирота – 33-х летний Геннадий Мещеряков. Это человек, который не умеет толком читать и писать. Уверяют, что он даже не умеет считать денежные купюры. Будучи выпускником детдома в Карпинске, льготного жилья Мещеряков не получил, говорит Алла Лосева. В итоге парень переехал в Нижнюю Салду, обзавелся женой и детьми. Но вот с грамотой так и не сложилось.
Вымирание деревень и нехватка самого необходимого
Возвращаясь к теме деревень, сложно не отметить, что число вымирающих населенных пунктов на Среднем Урале с каждым годом только увеличивается. Сегодня можно привести лишь единичные примеры, когда поселки или села «встают на ноги» – в основном, их покидают жители и жизнь там останавливается. Как, например, в отдаленном поселке Гаринка Алапаевского района. В населенный пункт можно добраться только по железнодорожной узкоколейке – это настоящая дорога жизни, единственная связь с городом, а значит, возможность сделать покупки, посетить больницу, попасть на прием в пенсионные и социальные службы и так далее. Об уровне жизни говорит тот факт, что еще совсем недавно входная такса на местную дискотеку была три полена дров (!). Это продолжалось бы до сих пор, но танцев в поселке нет – на них практически некому ходить, остались только пенсионеры. Кстати, на печном отоплении здесь держится большинство зданий – даже администрация и полиция, о чем сообщает газета «Алапаевская искра».
Приходится констатировать, что удаленность населенных пунктов от цивилизации сказывается на качестве жизни уральцев и их обслуживании. Недоступность фельдшерских пунктов, например, приводит к тому, что селяне лечатся народными средствами – снадобьями, которые готовились в старину, или простыми советскими приемами – с помощью горчичников. Есть ли какая-то статистика смертей по причине такого непрофессионального и неправильного ухода за больным, сказать сложно – в министерстве здравоохранения Свердловской области такой статистики не ведут.
Впрочем, необеспеченность необходимыми вещами существует и в больших городах. Ходить за примерами далеко не нужно. Так, даже в Екатеринбурге некоторым учащимся не хватает учебников, о чем недавно сообщала областная прокуратура. «В школе № 181 недостает 692 экземпляра учебной литературы, в школе № 16 не хватает 1565 экземпляров книг. Недостающие учебники выдаются по 1 экземпляру на парту во время занятий и копируются для выполнения домашних заданий», – отмечалось в пресс-релизе ведомства.
Если такая проблема существует в областном центре, напрашивается вопрос: что же тогда происходит в глубинке? Конечно, средних образовательных учреждений, вовсе живущих без учебников, в регионе нет. Но нехватка пособий возникает во многих муниципалитетах. Это корреспонденту «Нового Региона» подтвердили в нескольких районных газетах – Камышлова, Серова, Ирбита и других. Решать насущные вопросы, рассказали журналисты, в каждом конкретном случае приходится по-разному – также копировать учебники или закупать их в крупных городах партиями.
О низком уровне жизни говорят и другие факторы. Изучая региональную прессу, иногда складывается впечатление, что Свердловская область переживает голодные времена. Например, в провинции по-прежнему остается популярным такой презент – как продуктовый набор. Причем включены в него могут быть самые обыденные вещи, такие как колбаса или тушенка. Такой практике следуют, в частности, власти города Артемовского, о чем сообщается сайт администрации. Продуктовые наборы чиновники недавно подарили представителям местного общества слепых. В других же городах такие презенты делаются еще ветеранам.
Екатеринбург, Игнат Бакин
Екатеринбург. Другие новости 27.12.12
Больницы, торговые и деловые центры Екатеринбурга переходят на предновогодний режим работы. / Директор крупной строительной компании «Правобережный» Владимир Естехин погиб в ДТП. / С Новым Гадом!. Конкурс «Нового Региона». Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».