AMP18+

Екатеринбург

/

Судьба и карьера очередного свердловского губернатора зависит от женщин?

Внезапное появление нового первого замглавы администрации губернатора Свердловской области породило массу разговоров в политическом и медиа-сообществе Екатеринбурга. Личность назначенца – прежде губернаторского советника Вадима Дубичева – крайне дискуссионная и неоднозначна. Доставшийся «в наследство» губернатору Мишарину от Росселя и Левина политтехнолог быстро сообразил – на госслужбе проще жить по принципу «Византийского двора». В том числе, формируя личное окружение губернатора – без разницы какого.

Губернатор и дамы

Свердловские элиты хорошо знают, что одной из главных претензий к Александру Мишарину была «разношерстность» команды. Хотя понятие «команда» в мишаринскую пору и стало условным: зачастую «ближний круг» губернатора формировали личности, которые мало вязались с понятием госслужба. Но это не мешало им пополнять длинную кадровую линейку губернаторских советников. Во многом присутствие таких персон и обусловило краткость губернаторской карьеры Александра Сергеевича.

Чаще всего «прислониться» к губернаторскому плечу изъявляли желание две персоны – уральская предпринимательница Лилия Долганова и Анна Суровикина. Последняя – тоже предпринимательница, но «заезжая» – без явных уральских корней. Кроме того, что Анна Суровикина являлась супругой бывшего замкомандующего войсками ЦВО, генерал-лейтенанта Сергея Суровикина, она пыталась использовать губернатора для решения личных бизнес-задач. На Среднем Урале ей принадлежит лесоперерабатывающее предприятие «Аргус-Холдинг». Фактически – обычная пилорама, которое громко нарекли «поселкообразующим» производством для населенного пункта Восточный, что в 400 километрах от Екатеринбурга. Близость к губернатору и помогла Суровикиной «раскрутить» пилораму – однажды «кнопку» ее производства демонстративно включил сам Дмитрий Медведев. Пример приведен единственно затем, чтобы показать: насколько хваткой оказалась собравшаяся за мишаринской спиной прослойка советников, а в жизни – ловких коммерсантов.

Обе – и Долганова и Суровикина держались в резиденции за счет статуса «подруг» губернаторской супруги Инны Андреевой-Мишариной. При этом г-жа Долганова, например, чувствовала себя в «Желтом доме» полной хозяйкой. Она могла фактически помыкать министром сельского хозяйства Ильей Бондаревым, обращаясь к последнему на «ты», а тот лишь застенчиво улыбался. Свидетелей этому и других примеров – множество.

Для точности характеристик к Долгановой и Суровикиной можно применить термин, которым федеральные СМИ сейчас характеризуют приближенных к бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову помощниц – «амазонки». Как и в случае с Минобороны, Долганова и Суровикина, используя близость к областной исполнительной власти, вмешивались в принятие государственных решений и не просто вмешивались, а за счет личного интереса не лучшим образом на них влияли. И, конечно, пользовались благами близости к власти. Например, среди учредителей «Аргус-Холдинг» значилась родная дочь Александра Мишарина – Анастасия.

Удачно устроившись, Долганова и Суровикина нещадно конкурировали друг с другом за пресловутый аппаратный и личный вес в чиновничьей среде. Такая подковерная борьба выходила боком Александру Мишарину. Засилье «временщиков» прекрасно видели все – и министры, и рядовые госслужащие. Выливалось это в бесконечные разговоры и сплетни о политической слабости губернатора, его личной зависимости от подруг супруги.

Тем более что, решив основные проблемы своих личных бизнесов, обе дамы захотели «поиграть» в настоящую политику. В случае с Долгановой это вылилось в колоссальный скандал. Предпринимательница решила, что она прекрасный переговорщик и может перетянуть в стан областной власти оппозиционера из гордумы Екатеринбурга Леонида Волкова. Но вышло фиаско: нескромные посулы Долгановой в обмен на политическую лояльность Волков записал на диктофон и предал огласке. Больше г-жу Долганову на политические переговоры никто не отправлял. Одной из последних попыток стать полезной для Мишарина г-жа Долганова предприняла уже под закат карьеры губернатора. Взялась создать медиа-холдинг, да так и не справилась с этим. Впоследствии советницу тихо и незаметно отлучили от вершин областной власти.

Влияние Анны Суровикиной прекратилось иначе. Откровенно неуемная активность лесопромышленницы фактически разрушила карьеру ее супруга-генерала Сергея Суровикина. Его-то и подвела близость жены к губернатору – Суровикину постоянно пытались изобличить в использовании нелегальных бизнес-схем. Все это нервировало начальство генерала из штаба ЦВО. В итоге у Сергея Суровикина сорвалось несколько важных назначений в Москве. А под конец его и вовсе отправили служить на «задворки» – в Дальневосточный военный округ. С ним вместе из Свердловской области «упорхнула» и супруга.

Дубичев и дамы

По некоторым данным не последнюю роль в становлении мишаринских советниц сыграл тоже действующий на тот момент губернаторский советник Вадим Дубичев. То время для Дубичева было периодом длительного творческого перерыва, аппаратного забвения и откровенной скуки. В качестве хобби (но со служебными корнями) Вадим Дубичев взялся за ряд проектов православного толка – например, создал Общество Святой Екатерины. Эти проекты были известны широкой публике и СМИ.

Одновременно Дубичевым велась негласная работа, которую направляла и вдохновляла Анна Суровикина. Утверждают, что плодом их совместного творчества была серия критических публикаций о «правой руке» Мишарина – Вячеславе Лашманкине. Эти статьи выходили на столичных интернет-ресурсах и их содержание помнят многие из действующего окружения теперь уже Евгения Куйвашева. Этим людям не надо напоминать, что в статьях Дубичева-Суровикиной «камня на камне» не оставалось от всей системы управления Александра Мишарина, что тоже подтачивало его авторитет.

Дубичев, дамы и Куйвашев

Как мы знаем, теперь в карьере Вадима Рудольфовича Дубичева новый взлет. Можно даже сказать – «ренессанс». Именно его прочат в новые имиджмейкеры Евгения Куйвашева. Утверждают, например, что для губернатора придумали новую миссию. Благодаря которой он якобы полюбится массам свердловчан. Поэтому сейчас губернатору рекомендуют внимательней присмотреться к старым-новым подчиненным. В силу объективных обстоятельств Евгений Куйвашев может не знать некоторых нюансов.

Например, что в свое время одним из активных лоббистов возвращения Вадима Дубичева в администрацию губернатора была как раз Анна Суровикина. Опять выстраивается ряд: Мишарин-Суровикин-Суровикина-Дубичев-Суровикина-Куйвашев. Сегодня действующие чиновники из резиденции губернатора уже вспоминали про прежнюю теорию «теневого правительства». Что их при губернаторе Мишарине было два. Одно условно «настоящее» – кабмин в «Белом доме», второе – состоящее из «ближнего круга» – долгановых, суровикиных и прочих «советников».

Эти обстоятельства должны насторожить или как минимум – привлечь пристальное внимание настоящего окружения Евгения Куйвашева. Не временщиков и авантюристов, а тех, кому не безразлична карьера, репутация и будущее губернатора Свердловской области Куйвашева.

«Новый Регион» будет следить за развитием событий.

Екатеринбург, Елена Васильева, Александр Родионов

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Россия, Куйвашев Евгений,