Классика и необратимый прогресс «На пуантах» – последняя премьера уходящего сезона в Оперном (ВИДЕО)
Балеринам в Оперном театре Екатеринбурга пришлось вспомнить все, что они умеют, и научиться множеству новых па. Премьерный спектакль «На пуантах» в трех своих частях объединил непоколебимую классику, экстравагантный современный танец и спортивные движения – он словно подводит итог 101-ому театральному сезону, который был для балетной труппы очень насыщенным.
Сегодня в екатеринбургском Театре оперы и балета прошла генеральная репетиция последней премьеры уходящего 101-го сезона – трех одноактных балетов, объединенных общим названием «Еn Pointe» – «На пуантах». Все три части – диаметрально противоположные по стилю, технике исполнения, настроению и музыкальному сопровождению. Это своеобразный мастер-класс для балетной труппы: показать свои максимальные возможности, выложиться на 100% и отточить технику. Зритель же увидит, что балет, который танцуют на пуантах, может быть разным.
Спектакль открывает балет «Пахита» – старинный, классический балет, «настоящее царство матриархата», как говорит худрук труппы Вячеслав Самодуров. Если точнее, то в Екатеринбурге зрители увидят лишь гран-па из балета, поставленного в 1881 году Мариусом Петипа для петербургского театра. Балерины в традиционных пачках, расшитых позолотой, словно порхают по сцене, их партнеры выполняют классические поддержки, музыка гремит бравадой, а сцена напоминает бальные залы XIX столетия. Дивертисмент «Пахита» (балет, состоящий из отдельных номеров – прим. НР.) уникален еще и тем, что в нем задействованы почти все женщины из труппы, причем у многих – сольные партии, по-своему уникальные и разнохарактерные. Возникает ощущение, что это вовсе не балет, а некий танцевальный турнир, на котором то одна, то другая солистка хочет «перетанцевать» главную прима-балерину. Еще одна изюминка местной постановки – знаменитую мазурку в ней исполнят мужчины, а не дети, как в оригинале. Хореографом-постановщиком «Пахиты» Мариуса Петипа стал именитый Вячеслав Мухамедов, приверженец петербургской школы балета.
Второй одноактный балет, который театралы увидят завтра, – это полная противоположность консервативной «Пахите». Впервые в России свой спектакль поставил британский хореограф Джонатан Уоткинс. Само название балета говорит за себя – «Еventual Progress» или «Необратимый прогресс» – это буря энергии, движение, ритм, стремление. Артисты на сцене становятся чем-то единым со странными декорациями, напоминающими не то колючки, не то заостренные спирали ДНК. Живой механизм, который мчится вперед, превращаясь в замысловатые фигуры и новые формы, работает вразнобой и вновь слаженно. Иногда движения балерин напоминают забег на дистанции, иногда – позы бодибилдеров. Но в то же время балет не лишен лиричности, в какой-то момент в темноте не остается никого, кроме гармонично танцующей пары. Особую остроту некоторым сценам добавляет полнейшая тишина, в которой они исполняются.
«Перестраиваться с классической «Пахиты» на современный «Необратимый прогресс» поначалу было крайне сложно. Но потом все стало получаться, и со сменой костюма теперь меняются образы, чувства, эмоции, – рассказала «Новому Региону» солистка «Необратимого прогресса», задействованная и в «Пахите», Екатерина Панченко. – «Необратимый прогресс» для меня – это совмещение разных чувств, как и в жизни. Там есть ритм и движение, есть лиричность, есть любовь и страсть».
Музыкальным сопровождением ко второй части «На пуантах» стали минималистические и экспрессивные произведения композитора Майкла Наймана, декорации проектировал постановщик Саймон Джордж Доу.
И, наконец, третьей частью премьерной постановки Оперного станет балет «Вариации Сальери», поставленный на музыку известного композитора худруком театра Вячеславом Самодуровым. Этот балет должен «примирить» первые две части, показать, что классика и современный танец неразделимы и могут гармонично существовать в одном времени и пространстве.
«Это мое представление о том, какие изменения переживает классический балет, и как он воспринимается в нашем сегодняшнем мире. По сути, «Вариации» интерпретируют академичность «Пахиты» на современный лад. Это тоже дивертисмент, что дает артистам возможность максимального самовыражения, такой мастер-класс. Все три части балета очень сложные, и, если честно, я не знаю, как они это все танцуют», – признался «Вячеслав Самодуров.
Премьера трех одноактных балетов «На пуантах» в Оперном театре состоится 28, 29 и 30 июня.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Александр Саливанчук
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».