На выставке «Иннопром-2013» обсудили инвестиционный климат в России с точки зрения иностранных инвесторов. Как выяснилось, развитие иностранного бизнеса на территории российских регионов почти полностью зависит от политических сил, правящих на этой территории. И в этом проявляется еще одна особенность России, поскольку в европейских странах и, особенно в Америке, инвесторы предпочитают «наводить мосты» через консультантов и представителей местного бизнес-сообщества.
Как передает корреспондент «Нового Региона» участники конференции с заявленной темой попытались определить некий стандарт инвестиционной привлекательности, использование которого позволит российским регионам заключать важные контракты с зарубежными компаниями. «Около 70% инвесторов, прежде всего, идут к власти региона, поскольку считают, что именно решение политической силы будет определяющим. Кроме того, решающим для инвестора фактором в выборе региона становится имидж территории, – рассказал председатель правления, управляющий партнер KPMG Russia & CIS Олег Гощанский. – По своему опыту скажу, что часто в зарубежных СМИ обстановка в России преподносится в негативном свете, поэтому губернаторам нужно самим позаботиться о продвижении бренда своего региона».
Спикер круглого стола привел данные исследований инвестиционной привлекательности российских субъектов, условно поделенных на 4 категории по этому признаку. Так, самую низкую оценку получили так называемые регионы «вчерашнего дня» с минимальной инвестиционной привлекательностью – всего их около 35%. Остальная часть российских территорий способна заинтересовать иностранные компании, но опять же, с разной долей вероятности. К третьей категории относятся 30% регионов, которые создают условия для ведения зарубежного бизнеса, но часто отталкивают потенциальных инвесторов наличием формализма в решениях власти. Во вторую категорию входят регионы (их также около 30%) с хорошей репутацией для инвестиций, способные привлекать более 100 миллионов долларов в год, однако не всегда на местах решаются проблемы инфраструктуры и так далее. И наконец, почти идеальными с точки зрения привлечения инвестиций являются всего лишь 5% российских территорий. Здесь создаются не только очень хорошие условия для привлечения зарубежных партеров, но и наблюдается динамичное развитие, а также очень низкий уровень коррупции или ее отсутствие вообще.
При этом, по словам эксперта, российские регионы оценивались именно с точки зрения своей перспективности. К примеру, Москва, безусловно, отличный город в плане инвестиций, но все же не попадает в условную идеальную «пятерку». К слову, Свердловская область, по замечанию Олега Гощанского, находится не ниже второй категории, то есть способна создавать достойные условия для зарубежных инвестиций.
Стоит отметить, что коррупция является отдельно взятой проблемой, способной отпугнуть даже очень заинтересованных инвесторов. Масштабы явления поражают – в карманах недобросовестных чиновников оседает до миллиарда долларов. Как опять же показал опрос зарубежных бизнесменов, большинству из них приходилось сталкиваться с системой «откатов» уже в начальной стадии работы на выбранной территории в России. Как отмечают эксперты, чем больше инвестиций вкладывается в регион, тем больше шансов столкнуться с коррупцией. Существенна для иностранного бизнеса и проблема, когда регион не выказывает особой заинтересованности в проектах и превращает инвесторов в «дойную корову».
Хотя, как отметили практически все участники конференции, за последние годы инвестиционный климат в России улучшился. Этот тезис подтвердил и президент компании «Сименс» в России и Центральной Азии Дитрих Меллер: «Если работаешь в России, надо быть оптимистом. В последние годы отношение к зарубежным компаниям в стране значительно улучшилось, но все еще остаются такие недостатки, как административные барьеры и налоговое законодательство, которое нужно улучшать».
Еще одну проблему – уже для России – выделил Андрей Баранников, генеральный директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy. «Сейчас государство делает ставку на крупные международные проекты – G8, Чемпионат мира по футболу, и, возможно, выставка «ЭКСПО-2020». Но, на мой взгляд, сегодня нет единого стратегического проекта развития – это проблема федерации, но она также транслируется и на регионы. Для привлечения инвестиций нужна политическая воля, технологичность и конкретная деятельность. И огромная работа на уровне муниципалитетов», – отметил эксперт.
Большинство участников встречи сошлись во мнении, что привлекательный имидж России для зарубежных инвестиций должен складываться усилиями всех регионов, занятых собственным продвижением. «Имидж инвестиционной привлекательности не в том, что инвестор пришел на предложенную территорию, а в том, что он не ушел, а продолжил реализацию проектов», – заключил президент РСПП Александр Шохин.
На выставке «Иннопром-2013» обсудили инвестиционный климат в России с точки зрения иностранных инвесторов
«Около 70% инвесторов, прежде всего, идут к власти региона, поскольку считают, что именно решение политической силы будет определяющим», – рассказал председатель правления, управляющий партнер KPMG Russia & CIS Олег Гощанский
«Имидж инвестиционной привлекательности не в том, что инвестор пришел на предложенную территорию, а в том, что он не ушел, а продолжил реализацию проектов», – заключил президент РСПП Александр Шохин.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева, Семен Саливанчук
Екатеринбург. Другие новости 12.07.13
СвЖД уточняет: штраф 3,8 миллиона рублей за розлив нефти будет выплачивать ООО «Техпромресурс». / Мыться негде, есть нечего – «Уральский Селигер» стал настоящим испытанием для участников. / «Замкадыши» и «заекадыши» – что общего. Авторская колонка корреспондента «НР» Татьяны Пашковой. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».