Экономику УрФО накрывает «вторая волна» экономического кризиса Первые оценки без купюр – как видят ситуацию в аппарате полпреда президента в УрФО
В экономике УрФО складывается напряженная кризисная ситуация. Достаточно жесткую оценку положения дел в реальном секторе сегодня дал полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских. Полпред провел заседание окружного Совета по экономической политике, куда были приглашены губернаторы, директора промышленных предприятий и институциональных образований. И в отличие от региональных чиновников Холманских не стал приукрашать действительность: за 9 месяцев ситуация осложнилась, экономика стагнирует, а в ряде отраслей – спад. Все это сказалось на состоянии предприятий и коллективов, указал полпред, призвав дать объективную картину негативных процессов. Но и после этого свердловские власти постарались дистанцироваться от проблем: премьер Паслер прочел ура-доклад про то, что «инвестиции привлекаются, а власти региона работают над решением проблем».
Сегодняшнее заседание Совета по экономической политике при полпреде президента РФ в УрФО можно с уверенностью назвать необычным. По двум причинам: впервые за последние три года о «второй волне» экономического кризиса не просто говорили, а приводили примеры. А главное – в отличие от региональных чиновников Игорь Холманских не стал приукрашать действительность, а говорил как есть. Если есть сокращения тысяч рабочих на градообразующих заводах Свердловской и Челябинской областей – то и называл вещи своими именами. В пример полпред привел митинг рабочих металлургических предприятий обеих областей, который прошел 7 октября в Екатеринбурге. По словам Холманских, эта акция наглядно указывает на озабоченность трудовых коллективов своим будущим в связи с кризисной ситуацией в экономике.
Далее полпред опять привел в пример Средний Урал: «От четырех крупных предприятий поданы заявки о высвобождении работников. Но поступающая с мест информация говорит, что сокращения есть на самом деле на гораздо большем числе предприятий». Кроме того, растет доля сотрудников, которых перевели на неполную рабочую неделю или отправили в вынужденные отпуска. «Все это говорит, то на рынке труда растет напряжение. Поэтому нам нужна объективная оценка ситуации», – отметил Игорь Холманских.
Так как в повестке Совета значилось два вопроса – о состоянии и перспективах развития металлургического и машиностроительного комплексов УрФО и мерах по обеспечению трудовых прав работников предприятий этих же отраслей – то за рамки именно этих двух рынков старались не выходить. Но даже несмотря на это, параллельно «вылазили» факты и примеры того, что стагнация начинает поражать все секторы экономики. К примеру, когда челябинский губернатор Михаил Юревич докладывал о проблемах на машиностроительных заводах (автозавод «Урал» теряет заказы, в том числе гособоронзаказ) и о том, что в регионе упал спрос на производство оборудования для шахт, выяснялось – это связано с кризисом в угольной отрасли. И перечислял, едва не загибая пальцы: «Ашинский метзавод» в кризисе, убыточный, группа «Мечел» иметь очень большие долги по кредитам» и так далее.
При этом г-н Юревич то ли увлекся, то ли и правда всерьез озабочен происходящим, но отметил, что особую тревогу у него вызывает свиноводство и птицеводство. «Если бы у предприятий не было долгов, может, все было нормально...» Ход его рассуждений прервал полпред, напомнив: Совет собрался, чтобы обсудить и наметить пути выхода из кризиса металлургической и машиностроительных отраслей. В итоге анализ ситуации в Челябинской области закончили на следующем: на пяти предприятиях введена неполная рабочая неделя, четырнадцать заводов заявили сокращения на 2,5 тысяч человек. Кроме того, еще 1700 человек в 2014 году планирует сократить «Челябинский тракторный завод». Хотя есть и положительные примеры – у предприятия в Усть-Катаве заказали 60 новых трамваев, а «Ашинский метзавод» пока еще не отказался от запуска нового прокатного стана.
Не слишком долгим был доклад губернатора Курганской области Олега Богомолова. Что объяснимо – во-первых, структура экономики региона не промышленная, во-вторых, металлургических производств там нет. Но зато есть машиностроительный завод КАВЗ. Там, по словам Богомолова, уровень объема производства к уровню прошлого года упал на 60%, а сто рабочих командировали на Голицынский завод – в Кургане для них работы пока нет. Пользуясь случаем, Богомолов предложил полпреду меру поддержки – поднять на федеральном уровне вопрос сокращения сроков эксплуатации автобусов до 15 лет, чтобы давать новые заказы производителям. Ну а в целом в Кургане пока все спокойно: меры по обеспечению трудовых прав работников выполняются, коллективных споров нет, сокращений нет, и не планируется, а средний размер зарплаты в промышленности – около 20 тыс. рублей.
Тем больше удивлений вызвал «благостный» доклад свердловского премьер-министра Дениса Паслера. Глава кабмина пришел в полпредство после того, как туда не смог прибыть вице-премьер Яков Силин. Именно его отправлял для сегодняшнего отчета губернатор Евгений Куйвашев. Однако Силин эту обязанность «перепоручил» главе правительства. И все говорило о том, что о проблемах в областной экономике премьер говорить не хотел. По сути, г-н Паслер обозначил проблемы штрихами – вроде бы и признал их наличие (например, сокращение более 20% персонала на Уралмашзаводе), но вовсе не обозначил. При этом не раз подчеркнул, что власти контролируют ситуацию и «работают на приток инвестиций». На фоне того, что именно Свердловскую область приводили в начале как «образчик» негативных экономических трендов и сокращений рабочих, а также что структура экономики Челябинской и Свердловской областей очень похожи – доклад премьер-министра и выглядел странно и вопросы вызывал. Тем более, что временами ему все-таки приходилось проговариваться в духе – «сложное положение на ряде заводов заставляет создать временные рабочие места в муниципалитетах». Или же так: «С большими трудностями столкнулись наши предприятия черной и цветной металлургии. Причем если физические объемы добычи сохраняются, то в денежном выражении – снижение». Впрочем, лишнего г-н Паслер старался не озвучивать и даже в микрофон говорил старательно тихо.
Кстати, все время, пока говорил премьер-министр Паслер, его внимательно слушал и рассматривал новый заместитель полпреда по экономике Александр Моисеев. Сегодняшний совет – по сути, его первый выход в политико-экономическую «тусовку» УрФО, представители которой экс-зампреду иркутского правительства пока не знакомы.
К сожалению, большая часть заседания Совета по экономической политике оказалась недоступной для СМИ. После нескольких докладов журналистов попросили удалиться. Как позже пояснил «Новому Региону» один из участников закрытой части – «часть озвученных вещей и примеров, действительно, не подлежит цитированию. «Скажу так – ситуация не радужная», – объясняет собеседник агентства.
Он же рассказал, что сегодня от нескольких крупных промышленников, в частности, гендиректора ММК Бориса Дубровского и директора УГМК Андрея Козицына в адрес полпреда поступили предложения (они вошли в протокол) по внесению предложений в правительство РФ: «Озвученные меры достаточно конкретны, и касаются улучшения положения металлургической отрасли в условиях кризиса. В основном речь идет о стабилизации ситуации на рынке металлопроката».
«Новый Регион» будет следить за изменениями в экономике УрФО.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».