Автомобилисты России кипят и негодуют – с наступлением Нового года стало невозможно оформить полис ОСАГО. Причины, вернее, отговорки страховщиков самые разные – от дефицита полисов до откровенных заявлений из серии «нам невыгодно страховать ваш автомобиль». Со словами «не задерживайте очередь» агенты на камеру признаются: навязывать дополнительные услуги в виде страховки от укуса клеща им приказало начальство. В общем, у страховых агентов теперь все просто: не хочешь раскошеливаться, твои проблемы – либо езди без ОСАГО, либо ищи другую страховую.
В регионах России начались проблемы с перезаключением договоров автогражданской ответственности. На первый взгляд, тенденция не нова: автомобилистам уже пытались вместо ОСАГО навязывать договоры так называемого ДОСАГО – более дорогие и выгодные для страховых фирм. Притом что это противоречит законодательству и правилам рынка. К примеру, вот одно из заявлений совершенно рядового водителя еще за 2011 год: этот человек обратился в Кинельский офис Росгосстраха в Саратовской области с целью продлить договор ОСАГО. Не получилось. При личной встрече сотрудник Росгосстраха заявила, что полис подорожал на 500 рублей. Потом быстро выяснилось, что это ложь – столько стоит полис ДОСАГО, который клиент не заказывал, но который ему упорно пытались оформить. «Только после того как я оплатил всю сумму, я заметил, что среди документов присутствует полис ДОСАГО стоимостью 500 руб. На мои замечания и возражения сотрудница офиса заявила что у нее есть внутренний приказ Росгосстраха оформлять ОСАГО ТОЛЬКО В КОМПЛЕКТЕ С ДОСАГО и отказалась оформлять ОСАГО без полиса ДОСАГО», – пишет водитель. Естественно, он попросил показать приказ, но этого сотрудники саратовского филиала компании сделать не смогли. Судя по всему, речь шла о незаконном устном распоряжении регионального начальства, которое также негласно ему спустили из офиса в Москве.
Как уже говорилось, такие единичные случаи стали отмечаться три года назад и, скорее, были досадным исключением для отдельных водителей. Но с наступлением 2014 года все резко изменилось: отказы в оформлении ОСАГО стали повальными, а география навязывания ДОСАГО страховщиками обширной – от Дальнего Востока до Калининграда. Кстати, еще в 2013 году политикой саратовского филиала Россгостраха заинтересовалось региональное управление УФАС. Там указали, что на такие действия страховщиков водители жалуются регулярно: если по итогам минувшего года в управление поступило 8 заявлений, то только за январь 2014 года – уже четыре заявления. Во всех случаях речь шла о незаконных действиях ООО «Росгосстрах», вернее, филиала в Саратове, где навязывали полисы РГС «Фортуна-Авто» и ДОСАГО. В итоге в действиях страховщиков усмотрели признаки нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Впрочем, победа оказалась локальной – волна отказов и навязывания ненужного многим людям ДОСАГО растет как снежный ком, который покатился уже по всей России. Сейчас так происходит повсюду – в том же Саратове, на Дону, в Екатеринбурге. «Свердловчане жалуются на навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО», – рапортует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области – в просторечье Роспотребнадзор. Там указывают, что в их адрес поступает все больше обращений, в которых граждане заявляют о навязывании дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцем транспортного средства в «Росгосстрах».
А далее разводят руками: «К сожалению, большинство обращений не содержат приложений с доказательствами фактов навязывания услуг. В свою очередь, страховая организация ссылается на добровольное согласие потребителей на оказание дополнительных услуг. В отсутствие доказательств нарушение потребительских прав не может быть установлено». Иными словами, поделать ничего нельзя, закон нарушают, но не поймать – доказательств навязывания нет, люди согласились на условия сами, все по обоюдному согласию.
Впрочем, сегодня съемочная группа «Нового Региона» нашла подтверждение тому, что нарушения на страховом рынке: а) массовые, б) касаются не только «Россгостраха», то и других компаний. Например, «Национальной страховой группы» (НСГ), в екатеринбургском офисе которой мы сегодня побывали. И даже больше – тут попросту отказываются оформлять ОСАГО, если клиент не купит страховку от укуса клеща, не застрахует жизнь внучки или не подстрахуется от риска затопить соседа снизу.
«Внучка у вас есть, квартира у вас есть?», – глядя на клиента, вопрошает агент. А потом почти рассерженно начинает объяснять, что ОСАГО для компании убыточно и продавать полисы без допуслуг и «сказок» про дефицит бланков ей запретил шеф.
В общем, поход в страховую получился продуктивным. Настолько, что может стать поводом для проверки Роспотребнадзора – в качестве подкрепления ранее поступавших в адрес ведомства жалоб. Тем более что управлением уже проводилось административное расследование по факту жалоб населения. Добавим, что доказательствами нарушений могут также быть: копия заявления в страховую организацию о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без иных дополнительных услуг; подтверждение вручения заявления в «Росгосстрах»; копия заявления в страховую организацию об отказе от навязанных дополнительных услуг; подтверждение вручения заявления в «Росгосстрах»; данные о свидетеле, который присутствовал при обращении потребителя об оформлении полиса ОСАГО и отказе от заключения договора без дополнительных услуг.
И, наконец, аудиозапись или видеозапись разговора с представителем страховой компании – что и есть в нашем случае. Так что просим считать наш сюжет уже официальным обращением в адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области с видеоподтверждением возможных нарушений.
«Новый Регион» будет следить за развитием событий.
Москва, Саратов, Екатеринбург, Александр Родионов, Александр Саливанчук, Антон Отман
Москва, Саратов, Екатеринбург. Другие новости 13.02.14
На Урале приготовились болеть за хоккей: даже звери не сомневаются в победе сборной России. / «МегаФон» подводит итоги пяти дней Олимпиады: миллионы минут и SMS, и тысячи гигабайт скачанного трафика. / Безработица в уральских территориях набирает обороты. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».