Уральские водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять мелкие ДТП Среди новых причин – самоуправство страховщиков
Уральские автолюбители по-прежнему неохотно самостоятельно оформляют мелкие ДТП, сумма ущерба по которым не превышает 25 тысяч рублей, а предпочитают вызывать на места аварий сотрудников ГИБДД. Раньше водители боялись, что не уложатся в допустимый лимит компенсации стоимости повреждений, а сегодня к этому добавилось самоуправство страховых компаний, не желающих оформлять ущерб по полису ОСАГО без оформления факта столкновения в Госавтоинспекции.
Как передает корреспондент «Нового Региона», ежегодно на Среднем Урале регистрируются десятки тысяч ДТП, минимум пятая часть которых оформляется ГИБДД как «железо». Хотя по закону такие мелкие дорожные происшествия водителям можно оформлять самостоятельно. Для этого с 2009 года в России действует «европротокол» – специальная форма извещения о ДТП, которую по упрощенной системе заполняют сами участники ДТП, и которая подтверждает право на получение страховой выплаты по ОСАГО.
Для этого должны быть соблюдены несколько нюансов: в ДТП нет пострадавших, вред причинен только имуществу, в происшествии участвуют два ТС, каждый из которых застрахован, один из водителей полностью бесконфликтно признает свою вину, и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
Однако на деле сотрудникам ДПС приходится уделять внимание не безопасности дорожного движения, а заниматься во время службы оформлением таких ДТП. Тот факт, что система упрощенного оформления мелких ДТП в Екатеринбурге потерпела фиаско, подтверждали еще два года назад страховщики. Они заявляли, что «европротоколом» воспользовались, и тем самым снизили нагрузку на ГИБДД, всего несколько тысяч человек. Остальные, попав в пустяковую аварию, спровоцировали пробки, пока ждали дорожных инспекторов.
Основной причиной отказа автолюбителей самостоятельно оформлять ДТП два года назад называлось опасение, что они не уложатся в допустимый лимит компенсации стоимости повреждений (25 тысяч рублей). И водителей понять можно: сложно определить, хватит ли денег для восстановления автомобиля. Далеко не все автовладельцы знают расценки на запчасти и ремонт своей машины, а ведь могут быть еще и скрытые повреждения. Помимо этого, от «европротокола» автомобилисты отказывались, поскольку боялись неверно оформить необходимые бумаги, что дает основания страховой компании отказать им в выплате.
Сегодня к этим причинам, из-за которых водители отказываются самостоятельно оформлять ДТП, добавилась еще одна. Как сообщили «Новому Региону» в отделе пропаганды областного управления ГИБДД, в адрес ведомства участились жалобы граждан об отказе страховых компаний оформлять ущерб по полису ОСАГО без оформления факта столкновения в Госавтоинспекции.
Анализ поступающих обращений показывает, что попавшим в мелкие ДТП водителям страховщики рекомендуют приезжать для оформления документов на выплату со вторым участником происшествия, либо оформлять факт ДТП в ГИБДД. В противном случае угрожают отказать в выплатах по ущербу.
Этот вопрос на днях со страховыми компаниями обсуждал начальник УГИБДД по Свердловской области Юрий Демин. Страховщики ему заявили, что такие рекомендации они озвучивают своим клиентам «в целях исключения фактов мошенничества». Также, по их словам, не все водители верно заполняют извещение о факте ДТП.
При этом никакой информационной работы страховщики не ведут – они лишь ограничиваются выдачей необходимых документов по ОСАГО. Хотя по просьбе ГИБДД контрольные органы разработали методические рекомендации по «европротоколу» в помощь автомобилистам. Но никаких памяток с алгоритмом действий при авариях страховые компании клиентам не выдают и не ведут разъяснительной работы.
Поэтому Юрий Демин настоятельно рекомендовал страховщикам уделить этому моменту особое внимание и только в случае некорректного оформления извещения о ДТП или наличия признаков мошенничества приглашать к себе второго участника ДТП. Таким образом, главный гаишник области потребовал исключить такие факты, когда гражданина под угрозой невыплаты ущерба обязывают выполнять какие-то дополнительные условия страховщиков.
С другой стороны, как показывает статистика, более 50% случаев, которые по сумме ущерба могли бы быть компенсированы страховыми компаниями без участия ГИБДД – это наезды на препятствие, которые, к сожалению, под упрощенную схему оформления ДТП не попадают. В связи с этим в адрес председателя Законодательного собрания Свердловской области Госавтоинспекцией направлены предложения по изменению действующего законодательства в части предоставления возможности участникам таких ДТП оформлять протокол без участия сотрудников ГИБДД.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».