Спасайся сам – ФАС и Роспотреб расписались в бессилии навести порядок с ОСАГО А глава РСА по УрФО цинично-радостно предрек очередное повышение тарифов
Клиенты страховых компаний всегда будут заложниками чужих правил игры. Этой сакраментальной фразой представителя Центробанка сегодня в Екатеринбурге закончилась пресс-конференция об актуальных проблемах ОСАГО. Естественно, такое резюме вынесли непублично, но часть СМИ заявление регулятора слышала. Кроме того, свердловские УФАС и Роспотребнадзор фактически расписались в бессилии исправить ситуацию на рынке автогражданки. А глава РСА в УрФО напоследок пообещал: готовьтесь к повышению тарифов по ОСАГО.
Ситуация на рынке страхования автогражданской ответственности все больше напоминает безумие и фарс. Это ощущение лишь усилилось после сегодняшней пресс-конференции – за одним столом собрали представителей Свердловского УФАС России, Центробанка (регулятор страхового рынка, – прим. НР), Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в УрФО. Последнее представлял его руководитель Вячеслав Тарасов, который сумел произвести на водителей-журналистов весьма двоякое впечатление. Начнем с того, что из заявлений каждой сторон следовало примерно следующее: да, проблема нам хорошо известна, к нам идет поток жалоб от граждан, вот только улучшить положение с полисами ОСАГО мы вряд ли можем.
Как рассказал замруководителя Свердловского УФАС России Сергей Волков, к ним регулярно поступают жалобы на «Россгострах». К примеру, начиная с апреля этого года поступило 83 обращения. «Также есть обращения по поводу нарушений других компаний. Однако у них малая рыночная доля, и искать доказательства нарушений с их стороны – сложно», – прямо указал антимонопонольщик. Указав, что нарушения автостраховщиков при оформлении ОСАГО сводятся к навязыванию других видов страховок (жизни, от укусов клешей и т.п.) либо к отказу от предоставления услуг, – г-н Волков дал понять: ситуация в Свердловской области точно такая же, как и в других регионах России.
По словам Сергея Волкова, факт нарушения со стороны «Россгостраха» свердловским УФАС был признан 9 апреля – областному филиалу страховой компании уже выдали предписание об устранении нарушений. Но говорил все это г-н Волков с таким видом, что всем было понятно: в эффективность таких предписаний он и сам не слишком верит. Благо за примерами далеко ходить не надо: в июле 2013 года УФАС уже выдавало свердловскому филиалу «Росгосстраха» предупреждение о необходимости прекращения точно таких же действий. Но спустя месяц это требование страховщиками выполнено так и не было, отмечает корреспондент «Нового Региона».
В свою очередь, представители Управления Роспотребнадзора по Свердловской области сегодня заявили, что жалобы водителей на проблемы с автогражданской находятся вне компетенции ведомства. «Сама обязательность оформления ОСАГО, недопустимость использования транспортного средства без полиса, все это говорит о том, что это публичный договор и страховая компания не может отказать в его заключении. Закон о защите прав потребителей построен на принципе добровольности. Тут таких признаков нет. Однако, когда речь заходит о навязывании услуг, мы подключаемся к разбирательству», – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Наталья Афанасьева. По ее словам, за последнее время на этот счет от граждан поступило 238 обращений. Все они делятся на две группы: первые касаются отказа страховых компаний в оформлении ОСАГО из-за отсутствия бланков, вторые – навязывания других видов страховок или дополнительного – более дорогого – ОСАГО. При этом страховые агенты порой откровенно врут клиентам: например, о подорожании тарифа ОСАГО до 5 тысяч рублей или говорят, что поменялось федеральное законодательство.
Как бы то ни было, свердловский Роспотребнадзор в этом году возбудил два административных дела. «Мы обосновали их массовостью обращений автомобилистов», – добавила г-жа Афанасьева. Ну а вообще рекомендации обоих ведомств – и ФАС, и Роспотребнадзора свелись к тому, чтобы водители сами заботились о сборе доказательной базы против своих обидчиков-страховщиков. Например, обращаться за новым полисом не в день окончания действия предыдущего, а заранее. Делать это письменно, чтобы в страховой также письменно мотивировали причины отказа оформления полиса – эта переписка потом станет доказательством при серьзеном разбирательстве. Также Пригодятся и видео- и аудиозаписи.
Добавим, что присутствующий на конференции глава представительства Российского союза автостраховщиков по УрФО Вячеслав Тарасов сегодня больше оправдал причину массовых претензий в адрес страховых, нежели развеял сомнений. Он так и не сподобился дать оценку текущему положению дел – причинам отказа в оформлении полисов и навязывании услуг. Единственное, что он попытался – петь мантры об убыточности ОСАГО для участников рынка. После чего пафосно объявил: «Уважаемые журналисты, готовьтесь к очередному повышению тарифов по ОСАГО – оно будет неизбежно». А вот дать внятные и убедительные ответы на ряд принципиальных вопросов со стороны СМИ г-н Тарасов, к сожалению, так и не смог. Зато уже в конце пресс-конференции представитель Центробанка обмолвился: клиенты страховых всегда будут заложниками чужих правил игры.
Ссылки по теме:
Автомобилистам предложили самостоятельно бороться с недобросовестными страховщиками «Не откладывайте переоформление полиса ОСАГО на последний день» >>>
Российские страховщики вышли на тропу войны Автомобилистам массово отказывают в оформлении полисов ОСАГО >>>
Как в России вместе с ОСАГО впаривают страховку от укуса клеща (ВИДЕО) / Видеоэксперимент «Нового Региона» >>>
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».