«Снимать можно, а показывать нельзя» (ФОТО) После публикации «НР» свердловчане стали жаловаться на запреты на фотосъемку
После публикации «Нового Региона» о запретах на фото- и видеосъемку в метрополитене, на железнодорожных вокзалах, в торговых сетях и в ресторациях, а также в музеях и библиотеках, свердловчане стали жаловаться на похожие случаи – несправедливого взимания платы или вообще требования прекратить съемку. Совместно с сотрудниками прокуратуры «НР» разбирался в тонкостях законодательства. Чем оппонировать любителям навязать ненужные услуги потребителю – читайте в материале агентства.
В начале этой недели «Новый Регион» провел эксперимент по съемке в различных общественных местах Екатеринбурга, где фотографировать «условно разрешено». «Условно», потому что не в меру рьяные охранники или даже сотрудники полиции зачастую не знают правил и законов касательно того, что можно снимать, а что – нельзя. После публикации свердловчане стали массово жаловаться на повальные нарушения прав фотографирующих. Особенно, как ни странно, со стороны музейщиков и библиотекарей. «В музеях вообще стало нормой брать от 50 до 200 рублей с объектива. Сколько не спорь – они разными способами заставляют платить. Либо вызывают полицию и пытаются административный штраф выписать. Бред», – сообщил фотограф из Режа Евгений Потапов.
«С меня содрали деньги в городском архиве за фотографии старых газет (собирала информацию по парку для диплома) со словами «Вы должны оплатить ваши фото по прейскуранту (которого, кстати, не было), вы фотографировали, засвечивали наши документы». Я фотографировала на телефон, без вспышки и звука. Им эти доводы показались недостаточными, и вот на мое имя оформлен платеж в банк. И с угрозой того, что они пересмотрят видеозапись с камеры наблюдения и удостоверятся, что я сделала именно столько фото, за сколько заплатила, мы распрощались», – рассказала НР жительница Ирбита Анна Козырь.
Между тем, запрещать снимать как экспонаты в музее, так и страницы книг или газет в архивах и библиотеках, незаконно. К такому выводу в беседе с корреспондентом «Нового Региона» пришли сотрудники Свердловской областной прокуратуры. «Главное правило, которое распространяется на все подобные случаи, это то, что снимать можно, а распространять, тем более в коммерческих целях, нельзя, – сообщили специалисты надзорного ведомства. – Что касается музеев, то у нас в стране действует ФЗ «О музейном фонде РФ», там, в 36 статье закреплено, что запрещать съемку дирекции музеев могут только в случае коммерческого использования снимков. Простая фотосъемка не нарушает правил, оговоренных в ФЗ. Другое дело, если снимки будут опубликованы, это, скорее всего, будет трактоваться судом как нарушение – в том числе, если речь идет о публикации в соцсетях. Если в музее не запрещают фотографировать, но требуют за это деньги, то это квалифицируется как навязывание услуги потребителю, что тоже незаконно – это регламентируется ст. 16 Закона о защите прав потребителей».
Не менее необоснованны и требования библиотекарей не снимать страницы газет или книг. «Согласно ст. 1275 Гражданского кодекса РФ, библиотеки имеют право по заказу читателей репродуцировать статьи или небольшие произведения, т.е. изготавливать бумажные копии, например, на ксерокопировальной машине. Но по законодательству, равно как и по судебной практике, фотосъемка не является репродуцированием. Так что фотографировать можно и это не будет нарушением. Нарушение произойдет тогда, когда произведение будет распечатано. Если же читателя заставляют вместо фото сделать платную ксерокопию, то это снова навязывание услуги», – добавили в свердловской прокуратуре.
Между тем, многие культурные учреждения Екатеринбурга и Свердловской области не стесняются нарушать закон, и даже прописывают фотосъемку в своих прайсах.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».