«Аэродромдорстрой». История жемчужины «тюменского клана». Третья серия (ФОТО) ФСБ наносит ответный удар. Расследование «НР» продолжается
«Новый Регион» продолжает расследование о компании «Аэродромдорстрой», в начале двухтысячных считавшейся маленькой неприметной фирмой. А после того как на политическом небосклоне появилась фигура Сергея Собянина, компания разрослась в огромный строительный холдинг, блицкригом захватывая рынки российских регионов. Сегодня мы расскажем о том, как административный ресурс столкнулся с мощным противодействием со стороны органов ФСБ. Оперативные мероприятия в отношении компании и инсайд об истинном владельце «Аэродромдорстроя» – в материале «Нового Региона».
Тайное соглашение
По данным ФСБ, в июле 2012 года нынешний генеральный директор «МДС-Групп» Сергей Солодовников дважды за короткий срок слетал в Москву – 1 и 5 числа. Мы не знаем, что за бизнес-переговоры вел топ-менеджер «тюменского клана» в столице, но после этого Солодовников резко появляется в Екатеринбурге. 11 июля 2012 года он объявился в здании на Московской 11, где расположено ОАО «Свердловскавтодор». Встречал его помощник руководителя «Свердловскавтодора» Анатолия Глумова Султанов. Встреча зафиксирована на видеозаписи, которую сотрудники ФСБ позже используют в качестве доказательства соглашения. Запись засекретят, но мы знаем, что разговор был долгим. Продуктивным.
16 января 2013 года в Антимонопольное управление поступили материалы от УФСБ по Свердловской области. Речь шла о согласованных действиях между двумя корпорациями при проведении торгов на «Выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги 1Р 351 Екатеринбург – Тюмень. Реконструкция автомобильной дороги 1Р 351 Екатеринбург – Тюмень на участке Камышлов – граница Тюменской области км 250+000 – км 261+000, Свердловская область».Очевидно именно это обсуждали топ-менеджеры строительных организаций. Тогда сумма заказа превысила 1 миллиард 747 миллионов рублей. Не намного ниже была и сумма государственного контракта, который в итоге достался тюменцам – «Аэродромдорстрою». Его конкурент – «Свердловскавтодор» снизил цену всего на три процента.
В ФСБ транспортное направление одно из ключевых. И в данном случае работу вели офицеры СКРООПТ УФСБ по Свердловской области (Служба контрразведывательного обеспечения объектов промышленности и транспорта).
Согласно приведенным чекистами данным, «Свердловскавтодор» имел технико-экономическое обоснование снизить цену на 35%, но этого не было сделано в пользу договора субподряда с «Аэродромдорстроем». В доказательствах фигурирует служебная записка заместителя директора по производству ОАО «Свердловскавтодор» Щербакова от 11 июля 2012 года, подготовленная на имя гендиректора общества Анатолия Глумова. В ней указывается, что возможное снижение цены лота составляет больше трети. Сотрудник просит разрешить сбивать цену на торгах в пределах диапазона. Параллельно заместитель генерального директора общества, готовивший заявку к торгам, поясняет сотруднику ФСБ, что в день аукциона директор «Свердловскавтодора» отдал устное распоряжение об отказе от участия в торгах. Причины такого решения не объяснялись.
Что интересно, судя по документу, «Свердловскавтодор» проводил даже своего рода маркетинговое исследование, которое установило, что ЗАО «Аэродромдорстрой» ведет агрессивную политику падения максимальной цены контракта. Процент составлял от до 15-28%, однако, имея простор для маневра в 35%, «Свердловскавтодор» снижает цену только на 3%. Иными словами, имея возможность победить, корпорация отказывается от борьбы.
После того как свердловская корпорация по сути «слила» торги, она получает договор субподряда и дополнительное соглашение на общую сумму 554 181 740 рублей, параллельно второй субподряд получает ООО «ТД «Урало-Сибирская компания», правда здесь сумма договора не раскрывается.
Примечательно, что один из опрошенных ФСБ свидетелей прямо заверяет, что ЗАО «Аэродромдорстрой» «не обладало ни производственными, ни рабочими ресурсами», чем и объясняется заключение в последующем заключение с ОАО «Свердловскавтодор» договора субподряда.
По сути подобная схема весьма распространена при размещении других госзаказов. Корпорация, у которой на данный момент нет технических ресурсов, зато имеющая административный ресурс, нанимает на работу мнимого конкурента, выполняющего основные работы. В это время топ-менеджеры первой радостно пересчитывают деньги от несложной, в общем, махинации.
Куйвашев интересуется
Интересно, что губернатор Куйвашев посещал спорный объект 22 августа 2013 года. Евгения Владимировича не смутило, что окружающая техника имеет маркировку «Свердловскавтодора». Там же, на дороге он общался с Солодовниковым, где тот с серьезным видом рассказывал об инновациях и новых дорожных технологиях. Факт общения зафиксировал Департамент информационной политики.
В итоге разбирательств антимонопольная служба признала факт согласованных действий между корпорациями. Источники в правоохранительных органах сообщали нам, что главной мишенью разработки являлся Сергей Солодовников. Это аргументировалось тем, что предприятие (ОАО «Свердловскавтодор»), на 100% принадлежащее государству, оказалось замешано в сомнительных схемах, чреватых материальным ущербом. Теоретически действия члена «тюменского клана» Солодовникова могли подпасть под ст.178 УК РФ («Недопущение,ограничение или устранение конкуренции»). Санкция по данной статье предполагает лишение свободы до трех лет.
УФАС и полиция делают попытку
Материалы Антимонопольного управления были направлены в ГУ МВД по Свердловской области для возбуждения дела – статья подследственна полиции. А дальше начинается интересная катавасия. В самом полицейском главке комментировать дальнейшие развитие ситуации отказались. Однако источник в правоохранительных органах охотно объяснил нам, что же произошло. Публикуем его без купюр:
«УФАС пришли с абсолютно законными документами. Они заявили, что знают, что они дуркуют («Аэродромдорстрой» и «Свердловскавтодор» – прим. автора)», но мы ничего не можем доказать, поэтому посмотрите, что может сделать полиция. Выигрывают по завышенной цене, а разницу пилят – все понятно. Но, решение УФАС – бездоказательное. В полиции уже вынесен отказной материал (речь идет об отказе в возбуждении уголовного дела – прим. автора).Вынесли потому что то, на что указывает УФАС, может быть реализовано только после оперативных, в том числе оперативно-технических мероприятий. Надо доказывать факт сговора. По документам факт сговора не доказать. В ГУ МВД проводилась доследственная проверка на основе документального анализа. Полицейским не подписали проведение оперативно-технических мероприятий, поскольку по делу работает сам знаешь кто (речь идет о неких «старших товарищах» – прим. авт.). В рамках доследственной проверки вообще крайне трудно проводить ОРД – поэтому в главке все это дело покрутили, повертели…Да и отправили в город, в УМВД Екатеринбурга по территориальности, где благополучно вынесли отказ в возбуждении уголовного дела. Поэтому они сидят и ждут, чем все это закончится».
Цитата дословная. Иными словами, если верить источнику – материал о тайном соглашении почти на 2 миллиарда рублей рассматривало даже не областное, а городское управление полиции, куда материалы просто спустили вниз. Ссылка на «старших товарищей» здесь выглядит крайне забавно и при всем уважении к источнику вызывает большие сомнения.
Итак, от действий ФСБ и УФАС «тюменский клан» отделался легким испугом. Можно было зарабатывать деньги дальше – по нашим подсчетам на контрактах в Свердловской области «МДС – Групп» заработала меньше, чем за два года около 10 миллиардов рублей.
Впрочем, решение УФАС оказалось весьма любопытным для журналистов еще по одной причине. Если ранее пресса приписывало владение «Аэродромдорстроем» экс-супруге Сергея Собянина Ирине Рубинчик, то документ от антимонопольщиков эту версию развеял. Согласно решению УФАС (имеется в распоряжении редакции) единственным акционером ЗАО «Аэродромдорстрой» является Сергей Солодовников.
Новый круг
И интерес к нему и его деятельности на Урале не угасал. В дело вступает Екатерина Петрова из организации «Роспил-Урфо». Вместе с журналистами «Нового Региона» и «66.ru» она выкапывает мегкопромат на бизнес «тюменского клана» о нарушениях на дорожных работах. Информация настолько потрясает, что заказчик дорожных работ, на которых зарабатывали тюменцы – ФУАД «Урал» начинает трястись мелкой дрожью.
В игру вмешивается новый мощный игрок – заместитель Генерального Прокурора в УрФО Юрий Пономарев.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».