«Ямалтрансстрой» готовится обороняться – продолжение скандала вокруг президентского проекта
«Ямалтрансстрой» готовится защищаться – стали известны некоторые подробности того, как отреагировал на критику своей персоны так называемый «ямальский Ходорковский». Именно так уже называют в кулуарах ямальской власти депутата Думы ЯНАО Игоря Нака, руководителя и владельца «Ямалтрансстроя».
Именно эта структура (когда-то бывшая государственная строительная компания, а ныне частное предприятие-монополист) вот уже 20 лет безуспешно ведет строительство 500-километровой стратегической «газпромовской» железной дороги «Обская – Бованенково».
Напомним, наполовину построенная железнодорожная линия «Обская – Бованенково» (часть запланированной современной линии «Полуночное – Бованенково») недавно была объявлена одним из главных элементов одобренного президентом РФ Владимиром Путиным национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», который сегодня находится на стадии подготовки. «Урал промышленный – Урал полярный» курирует по заданию президента РФ уральский полпред Петр Латышев.
Идея «УП – УП» состоит в том, чтобы построить транспортный коридор, который соединит промышленные центры Среднего Урала и месторождения полезных ископаемых, нефти и газа полуострова Ямал. 1200-километровая железная дорога пройдет вдоль восточного склона Уральских гор с последующим соединением регионов Западной Сибири мощным транспортным коридором с Большой Землей. Общая стоимость проекта – более четырех миллиардов евро. «Ямалтрансстрой» как строитель-монополист оказывается единственной структурой, которая будет осваивать деньги, выделенные на проект. Однако позиции «Ямалтрансстроя» пошатнулись после того, как в СМИ появились отчеты о работе тайной ревизионной комиссии, которая почти полгода по заданию администрации президента исследовала проект «УП – УП». По итогам работы была подготовлена и частично обнародована в СМИ докладная записка «Об инвестиционных возможностях проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Из нее следовало, что реализация проекта частной компанией, без четких гарантий сохранности средств инвесторов со стороны государства, может погубить всю идею. Для того, чтобы «УП – УП» был реализован максимально быстро и качественно, эксперты порекомендовали национализировать «Ямалтрансстрой».
Для того, чтобы собрать дополнительные данные о работе «Ямалтрансстроя», исследовательская группа разместила в газетах УрФО объявления с предложением информационного сотрудничества, адресованные бывшим и настоящим работникам «Ямалтрансстроя». Люди могут сообщать любую любопытную информацию о строительной фирме, которая может помочь составить объективное представление о ней. Сегодня любой желающий – хоть лично, хоть анонимно – имеет возможность донести до рабочей группы любую информацию о злоупотреблениях, нарушениях в работе и особенностях приватизации «Ямалтрансстроя». Немаловажно и то, что публичный прием этой информации ведется в нескольких десятках метров от резиденции Петра Латышева в Екатеринбурге и здания управления ФСБ по Свердловской области.
Кроме того, по мнению целого ряда экспертов, такие методы работы ревизорской группы (переход от скрытой формы сбора информации к публичной) свидетельствуют о грядущей национализации «Ямалтрасстроя» и о том, что, возможно, к процессу подготовки общественного мнения по вопросу национализации приступили специалисты по политическим технологиям.
После появления этих объявлений и сведений о возможной национализации в московском офисе «Ямалтрансстроя» началась паника. В процессе национализации «Ямалтрансстроя», если он пойдет по конфликтному пути, руководителю строительной фирмы Игорю Наку действительно есть, что терять. Если прозвище «ямальский Ходорковский» станет пророческим, он может попасть в тюрьму, а заработанные им деньги и имущество будут конфискованы. Как выяснилось, оснований для возбуждения уголовного дела более чем достаточно. Так, долгострой «Обская – Бованенково», на который сначала из госбюджета, а потом из бюджета «Газпрома» уже ушло около 700 миллионов долларов США, был стабильным источником доходов для семейного клана Наков. Стандартные методики оценки бизнеса (пропорции оборотных средств к доходности) позволяют предполагать, что за время «частной» деятельности на бывшем минтрансовском объединении Наки «заработали» не менее 100-150 миллионов долларов США. О том, что ямальская компания является основным источником доходов для семьи и по сей день, свидетельствует сам факт «занятости» на руководящих должностях компании: Владимир Нак (отец) – президент головной компании, Игорь Нак (сын) – ее директор, Алексей (внук) – руководитель производства.
«Новому Региону» удалось поговорить с человеком из самого близкого окружения бизнесмена, который на правах анонимности сообщил много интересного о реакции на сообщения в СМИ в московском офисе «Ямалтрансстроя». «Конечно, Игорь Владимирович болезненно воспринимает все события последних недель, но пока занял выжидательную позицию. Для него сейчас самое важное – понять, с кем и о чем нужно договариваться, есть ли смысл защищаться, как это делать и что защищать в первую очередь – деловые активы или политические? Нак – давно на Севере, и он прекрасно понимает, что это не то место, где можно защищаться в одиночку. А разворачивание скандала с этой комиссией по проекту «Урал Промышленный» показало, что он реально сегодня в одиночестве. Никто не стал его открыто защищать, потому что ситуация слишком очевидная, и никто не хотел бы сегодня вставать на пути государственной машины, времена не те и местная северная элита ориентируется, в первую очередь, на Москву... Вывод один – договариваться и выходить «из темы» с минимальными потерями. Он понимает, что его склоняют к продаже компании государству. Он понимает, что если он продаст «Ямалтрансстрой» государству, то ему дадут возможность «уйти спокойно» и какое-то время, возможно, даже позволят продолжать заниматься политикой на Ямале. Но я думаю, что он до конца не верит в неизбежность ухода и пытается рассматривать варианты защиты бизнеса, искать поддержки в «Газпроме», в Москве. Сложность в том, что сегодня в «Газпроме» настали другие времена, и там, наоборот, с легкостью бы избавились от этой темы (строительство дороги – прим. «Н.Р.») вообще, отдав ее на плечи Ямало-Ненецкого округа. Так что один из самых реальных вариантов – это, использовав все свои связи в округе, быстро провести сделку до того, как сюда влезут федералы», – уверяет источник «Нового Региона».
Тем временем, по информации «Нового Региона», ближайшее окружение бизнесмена пытается извлечь свою выгоду из ситуации, склоняя Игоря Нака к активной обороне, в надежде получить на эти «военные действия» дополнительные финансы от владельца «Ямалтрансстроя». Некоторые, по сведениям источников, близких к окружению Нака, предлагают организовать профсоюзные стачки и протесты по защите директора и собственности предприятия. Также рекомендуется использовать партийный авторитет и ресурс Нака как председателя региональной «Единой России» и члена федерального политсовета. Однако сам Нак сомневается в успешности такого сценария. Во-первых, в трудовом коллективе идея о национализации компании, которую на Ямале уже успешно окрестили «идеей Путина», вызывает одобрение большинства работников. Об этом уже знают и сообщают профсоюзные руководители, которые, как утверждают источники «Ямалтрасстрое», по заданию руководства компании всю прошедшую неделю пытались безуспешно вести среди рабочих разъяснительную работу на тему: «Кто и как хочет развалить «Ямалтрансстрой»?». Говорят, рабочие-строители наоборот, придерживаются другого мнения и высказывают мысль о необходимости смены руководства строительной компании. В середине прошлой недели в рабочем поселке на станции «Обская» даже были обнаружены листовки «антинаковского» содержания под весьма говорящим названием: «Северяне, поддержим Путина!», в которых работникам «Ямалтрансстроя» была расписана подробная инструкция как нужно себя вести, чтобы содействовать процессу национализации предприятия и куда можно сообщить информацию о работе предприятия, о нарушениях прав трудящихся и других злоупотреблениях. Впрочем, говорят, что большую часть листовок служба охраны предприятия все-таки ликвидировала, обнаружив тайник, в котором хранилось порядка 3.000 агиток. Как они попали в поселок и где были отпечатаны, неизвестно. Однако в руководящих кулуарах «Ямалтрансстроя» самой ходовой версией сразу же стала версия о том, что здесь не обошлось без участия специалистов окружного ФСБ.
Второе обстоятельство, которое не дает Игорю Наку и его соратникам перейти к активной обороне, это информация из Москвы. Как сообщает тот же источник из числа приближенных Нака, на днях шефу в его московский офис позвонил один из депутатов Государственной Думы РФ и сообщил о том, что документы о деятельности «Ямалтрансстроя» замечены на столе руководителя партии «Единая Россия» Бориса Грызлова, и принес их туда никто иной, как генеральный прокурор РФ Владимир Устинов. По имеющимся данным, в прокурорской папке – информация, предоставленная прокуратурой по депутатскому запросу одного из депутатов ГД от «Единой России». Якобы в запросе – те же самые темы и факты, которые уже озвучила та самая исследовательская группа. Устинов, говорят, передал результаты работы по депутатскому запросу именно Грызлову, потому что дело касается репутации одного из региональных руководителей президентской партии.
Возможно, теперь уже и Борису Грызлову как бывшему главе российского МВД и нынешнему партийному начальству «ямальского Ходорковского» предстоит принять окончательное решение о том, будет ли «дело Нака» публичной и громкой акцией за чистоту рядов «Единой России», или ему все-таки позволят «уйти тихо». Что касается фамилии депутата Государственной Думы, который написал запрос «по Наку», возможно, его имя уже на следующей неделе станет известно ямальскому обществу – если Грызлов не отложит решение щекотливого вопроса на период после Нового года.
Ссылки по теме:
Подготовка «Ямалтрансстроя» к национализации началась >>>
Окружение дезинформирует полпреда Латышева относительно реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный», – эксперты >>>
Для строительства транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный», возможно, будут создавать государственную строительную компанию >>>
Полпредство в УрФО: строители – главная проблема проекта «Урал промышленный – Урал полярный» >>>
Самый амбициозный проект УрФО оказался на грани провала >>>
Владимир Путин идет по пути Иосифа Сталина >>>
Екатеринбург, Александр Никифоров
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».