Новые программы подготовки водителей поставят крест на работе части автошкол. Учебные центры не смогут выполнить предъявляемые к ним требования и, не видя желаемой выгоды, уйдут с рынка. С другой стороны, новшества вряд ли повысят качество обучения будущих шоферов. В связи с этим эксперты не видят почти никаких положительных эффектов от нововведений.
Как передает корреспондент «Нового Региона», 11 августа вступит в силу долгожданный приказ №1408 Минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств». Документ настолько важный, что без него до сих пор не могли заработать поправки в закон о безопасности дорожного движения (от 5 ноября 2013 года), которые де-факто ввели новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Так, появилась вариация с буквой «М», дающая право на управление мопедами и скутерами. До последнего времени таких водителей не штрафовали просто потому, что у желающих не было возможности пройти обучение и получить эти права, поскольку не было программы подготовки в автошколах. Приказ министерства, наконец, разорвет этот замкнутый круг. Итак, что нового появится в программе подготовки водителей – читайте в материале НР.
Увеличится количество часов обучения
Базовый модуль программы предусматривает 84 часа первичного обучения. В этом блоке будущие шоферы изучают законодательство в сфере безопасности дорожного движения и оказанию первой помощи. Также сюда включены психологические моменты, например, как избегать конфликтов на дороге. В целом же продолжительность обучения, например, вождению легкового автомобиля для новичков с 11 августа увеличится со 106 до 130 академических часов теории и с 50 до 56 часов вождения. Количество выполняемых элементов на автодроме также увеличится. В частности, курсантам предстоит научиться управлять машиной с прицепом.
Впрочем, открыв впервые категорию «В», на получение категории «С» не потребуется тратить столько времени, необходимо лишь пройти обучение по спецификации. Предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Сдав соответствующий экзамен, граждане получат в правах отметку «АТ», означающую, что они могут управлять автомобилем соответствующей категории только с автоматической трансмиссией.
Пройти обучение и сдать экзамены на право вождения скутера или мопеда можно будет с 16 лет (до сих пор ими разрешалось управлять с 14 лет). Обучение состоит из 100 академических часов теоретических занятий и 18 часов практики. Если права на скутер уже есть, то для получения категории «В» надо будет доучиться лишь 50 часов.
Варианты категорий и подкатегорий прав
Согласно новым правилам, в России отныне будет введено 16 категорий и подкатегорий прав. Например, появилась подкатегория «А1», в которую входят легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. Эту подкатегорию также можно получить с 16 лет. В то время как полноценную «А» по-прежнему будут выдавать только с 18 лет. Также появилась новая подкатегория «В1», позволяющая управлять квадроциклами и трициклами. «С1» разрешает водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны, а «D1» даст возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест.
Схематично категории на правах выглядят так:
Требования к автошколам станут жестче
Наряду с этим, автошколы отныне должны будут отвечать жестким требованиям к материально-технической базе. Так, учреждения обязаны иметь учебную площадку размером минимум 0,24 га. В учебных автомобилях обязательна установка видеокамер, фиксирующих процесс обучения. Также в программах Минобрнауки проговариваются требования к учебным классам, другому оборудованию, а, кроме того, прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей. Например, учебный центр с одной учебной машиной не сможет подготовить более 2 тысяч человек в год, уже подсчитали некоторые федеральные СМИ.
На соответствие данным требованиям автошколы будет проверять Госавтоинспекция. Именно ГИБДД должна выдать заключение, в соответствие с которым учебный центр получит лицензию на свою профильную деятельность. Однако, как считают эксперты, одно лишь требование о наличии собственной площадки сократит количество желающих заработать на подготовке водителей – в настоящее время многие организации просто арендуют площадки, не желая вкладываться в их обустройство и содержание.
Новые правила убьют часть уральских автошкол
Президент ассоциации автошкол Свердловской области Евгений Фомичев уверен, что для многих введенные требования невыполнимы. «У нас в Екатеринбурге работает около 90-100 автошкол, а в области – свыше 250. И каждому центру теперь необходимо закупать камеры в автомобили, прицепы, другое оборудование и иметь автодромы с необходимым знаками, освещением и так далее. Также нужны компьютеры и другая техника. Я вижу, что владельцев автошкол это останавливает, они всерьез думают над прекращением своего бизнеса. Он попросту становится нерентабельным», – пояснил «Новому Региону» Фомичев.
Впрочем, собеседник агентства в принципе не видит положительных изменений, которые могли бы подразумеваться новой программой обучения водителей. По мнению Фомичева, исправить ситуацию можно не увеличением количества академических часов, а увеличением практики, которой по-прежнему остается очень мало. «Нужно развивать в людях скоростные навыки на загородных трассах, а не учить их объезжать колпаки на автодроме. Давать понять ученикам – что такое колея, как нужно просчитывать обгон и так далее. А что предлагают новые правила подготовки – да, по сути, ничего нового!», – сетует собеседник агентства.
Единственным плюсом нововведений Фомичев называет узаконивание подростков в роли водителей скутеров. Вводимая категория «М» и «А1» позволят легализовать на дорогах юных шоферов и, возможно, снизить количество ДТП с их участием.
Добавим, что первые экзамены у обучившихся по новой системе будут приняты, скорее всего, в конце года. ГИБДД уже пообещала к этому времени утвердить обновленный порядок приема экзаменов. Те, кто сейчас обучаются по старым программам, будет доучиваться по ним. Но ученики, которые придут в автошколы после 11 августа, должны уже будут обучаться по новым программам.
Екатеринбург, Игнат Бакин
Екатеринбург. Другие новости 08.08.14
«Хотим, как в Чечне», – каменские трезвенники выдвинули новые требования местным властям. / Сумма компенсации клиентам «Лабиринта» может составить 10% от стоимости тура. / Три свердловских туриста пропали без вести после схода лавины на Камчатке. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».