AMP18+

Екатеринбург

/

Из-за украинских беженцев на Среднем Урале «теснят» бомжей (ФОТО) Переселенцы на новом месте уже рожают детей, но приговаривают – «дороговато тут у вас…»

Поток украинских беженцев на Средний Урал продолжает стремительно расти. Людей, бежавших из охваченного огнем гражданской войны государства, власти регистрируют и размещают в пунктах временного размещения. «Новый Регион» побывал в одном из таких пунктов, который до последнего времени занимался реабилитацией лиц без определенного места жительства, и выяснил, как живут на новом месте вынужденные переселенцы.

На место бомжей – беженцев

По данным на 11 сентября, в Свердловской области официально проживает 1390 украинских переселенцев. Об этом накануне заявили в областном управлении МЧС. Это те беженцы, что прибыли в регион централизованно (а не «самоходом») и расселились в пунктах временного размещения, которых в настоящее время насчитывается 31.

Один из них располагается в поселке Лебяжье (около 90 км от Екатеринбурга). Речь идет о «Центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий», где ранее велась работа с бомжами – их пытались вернуть к нормальной жизни, сделать полноценными членами общества. Теперь здесь размещаются украинские беженцы. Местные жители на это реагируют спокойно, комментируя: «А что? Те и те – бездомные, поменяли одних на других просто …».

Встречаемся с директором Центра, Евгением Мотипоненко. По его словам, 24 августа к ним прибыла первая партия переселенцев из Луганской и Донецкой областей в количестве 65 человек, через два дня – еще 13 беженцев. «А 31-го августа у нас родился 79-ый переселенец. Возили роженицу в Каменск-Уральский, тут всего 30 километров…», – подмечает собеседник. Сейчас с беженцами работают сотрудники управления ФМС, идет непростой процесс документирования – желающим оформляют статус временного убежища, который позволяет работать на территории РФ. «В общем, иностранцы определяются – кто желает получить вид на жительство, кто намерен добиваться гражданства РФ и так далее», – сообщил Мотипоненко.

– Куда же делись те лица, что находились у вас на адаптации? – интересуемся у директора Центра.

– Таких было 24 человека (всего учреждение рассчитано на 75 мест – прим. «НР»). Их пришлось разместить по другим социальным учреждениям области. Раз уж так вышло, что надо помочь украинцам… Тем более в летнее время не так много лиц без места жительства, нуждающихся в нашей помощи. С другой стороны, мы понимаем – наш пункт, как и другие аналогичные, имеет статус «временного». Надеемся, так это и будет. А пока организуем гостям быт, комфорт…

Впрочем, никаких конкретных сроков содержания беженцев не дано. Это означает, что в пунктах временного размещения они размещены на неопределенный срок, максимум – до «момента жизнеустройства», как говорят чиновники.

Поиски работы и условия быта

Вынужденным переселенцам с Украины, тем, кому это необходимо, оказывается психологическая поддержка и медицинская помощь. Всем выдаются необходимые вещи, одежда, средства гигиены и т.д. На условия проживания никто не жалуется – всё необходимое здесь есть. Специалисты службы занятости предлагают людям трудоспособного возраста возможные вакансии. В момент визита «Нового Региона» в социальном учреждении поселка Лебяжье присутствовали только женщины и дети. Мужская половина переселенцев как раз отправилась на автобусе в село Покровское – участвовать в ярмарке вакансий. В последнее же время они были задействованы на уборке урожая (этим ранее занимались и бомжи при Центре) – собирали овощи на местных полях.

Женщины тем временем занимаются «домашним хозяйством», проводят время с детьми. Как выясняется, местного детского сада не имеется, поэтому для ребят дошкольного возраста тут же, в Центре, оборудовали игровую площадку. «Выходит, сделали собственный детсад, зато мамки рядом», – с улыбкой подмечает директор Центра, добавляя, что со школой дела обстоят куда лучше – ребятишек возят в Покровское на автобусе.

Общаемся с Анастасией Громовой, родившей недавно ребенка.

– Ехала в Россию уже беременная, не боялась. Пришлось рожать уже на новом месте, хотя в самом начале беременности я себе и представить такого не могла. Но все прошло хорошо – свозили в Каменск-Уральский, врачи очень тепло меня приняли. Нас вообще очень хорошо тут встретили, всем обеспечили. Нам на семью дали целую комнату, поскольку у нас с мужем родился уже второй ребенок. Другие же живут вместе семьями в одном помещении… Зато все сыты, в тепле…

Как рассказывает Евгений Мотипоненко, в сутки на одного беженца тратится 800 рублей, средства выделяются из федерального бюджета. В эту сумму входит и трехразовое питание, и оплата коммунальных услуг, и работа персонала Центра.

Все беженцы в Центре расселены по небольшим комнатам, вечерами многие собираются либо на улице в беседках, либо в фойе, где смотрят новости по телевизору. Это занятие, как признаются украинцы, за последнее время у них вошло в привычку – всем интересно узнать, как обстоят дела на родине, когда закончится война и что из себя сейчас представляют разбомбленные населенные пункты.

Беженцы о своих планах на будущее

Вот и в момент визита «Нового Региона» в фойе оказалась группа женщин, обсуждавших начавшееся перемирие на Украине. Глядя на монитор, беженцы с ужасом вспоминали свои последние дни в охваченной огнем войны Украине. «Бомбили нас каждый день, гул в ушах стоял. А здесь все тихо, нам пришлось привыкать к вашей тишине», – делится своими мыслями одна из беженок, Елена Самойленко.

У женщины на юго-востоке Украины остались пожилая мать и сын, который ранее работал на шахте, а с началом боевых действий пошел в ополченцы. Связи с ними нет, всю информацию приходиться выяснять через десятые руки. «А саму шахту в нашем городе Моспино разбомбили, как и другие строения – заводы и жилые дома. Ничего не осталось. Одни руины. Возвращаться туда не собираюсь, меня здесь все устраивает. Я будут мать с сыном сюда зазывать. Дочка моя, к слову, по распределению уехала в Комсомольск-на-Амуре», – рассказала женщина.

Другие переселенцы, наоборот, не успев обжиться на новом месте, вновь пребывают в «чемоданном настроении». Только услышав об объявленном перемирии, они засобирались домой.

Среди таких – Светлана Бирюченко. «Я за независимость Новороссии и за тесные связи с Россией, но в России жить не могу. У вас тут дорого очень. Жилье дорогое, связь дорогая, продукты дорогие. Вроде работа есть, но проблемы с жильем серьезные. Поэтому думаю в скором времени поехать обратно», – сообщила собеседница «НР».

Однако таких среди прибывших в поселок Лебяжье немного. Основная часть беженцев на родину все-таки возвращаться не собирается. Они хотят получить российское гражданство, найти работу и начать на Среднем Урале новую жизнь «с нуля». В общежитии для бездомных задерживаться при этом не намерены – хотят как можно быстрее обзавестись собственным, пусть и съемным жильем, чтобы ни от кого не зависеть.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Киев, Москва, Урал, Центр России, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Фоторепортаж,