Иисус, станция «Мир» и самолет диктатора против старого вагона и Ан-2 Экологии вредят не дайверы, а природоохранная прокуратура (ФОТО)
Периодически в повестке Свердловской области всплывают сообщения о конфликте между дайверами, которые упорно обустраивают в старом карьере место для ныряний, затапливая в искусственном водоеме то поезда, то самолеты, и природоохранной прокуратурой, которая так же упорно препятствует любителям погружений. «Новый Регион» изучил некоторые примеры в мировой практике, чтобы понять, какая из двух сторон конфликта наносит больший вред природе.
Как передает корреспондент «Нового Региона», полиция Нижнего Тагила проводит проверку по поручению местной природоохранной прокуратуры по факту затопления в злополучном для свердловских дайверов карьере Лазурном. Как уже писало наше агентство, речь идет о затоплении в искусственном водоеме вагона поезда, а несколькими месяцами ранее – старого самолета Ан-2.
Примечательно, что в обоих случаях любители погружений проводили довольно долгую подготовительную работу, прежде чем топить конструкции в карьере. Тот же «кукурузник» перебирали, чтобы убрать оттуда детали, содержащие, например, следы горючего. Т.е. минимизировали вред, который мог бы быть причинен экосистеме. Однако факт затопления обоих транспортных средств не понравился природоохранной прокуратуре. Ее представители сочли, что это – нарушение водного законодательства РФ. В итоге, за «кукурузник» дайверов оштрафовали на 200 тысяч рублей и по суду обязали достать его со дна карьера, а по вагону, как было сказано выше, пока идет проверка.
Кстати, как рассказала «Новому Региону» пресс-секретарь свердловской областной прокуратуры Лидия Смирнова, первоначально по «вагонной» проверке полиция вынесла отказ в возбуждении уголовного дела, однако представитель природоохранного ведомства инициировал продолжение проверки.
Между тем, сами дайверы утверждают: их вмешательство в жизнь водоема только на пользу. «Дайверы не станут нырять туда, где дно захламлено. Обычно такие водоемы сначала расчищают предварительно, убирают весь мусор, какие-то ржавые конструкции, старые покрышки, и так далее», – пояснил «Новому Региону» представитель этого вида спорта на условиях сохранения инкогнито.
Более того, сами экологи говорят о том, что создание искусственных рифов как в соленых, так и в пресных водах – только на пользу экосистеме. «В мировой практике, начиная еще с XVIII века, в целях рыбохозяйственной мелиорации пресных и морских вод успешно применяется строительство искусственных рифов, – говорится в докладе Азовского центра ЮгНИРО. – Искусственные рифы, например, активно используются бычками как убежища от хищников и нерестилища. В разгар нереста концентрация бычков в зоне действия рифа до 30 раз выше, чем на фоновом удалении от него в 2000 м, а видовой состав рыб у рифов увеличивается почти в 5 раз. Это свидетельствует о том, что искусственные рифы, давая приют водорослям и беспозвоночным, значительно способствуют увеличению кормовой базы рыб и экологической очистке окружающей акватории».
Отмечается в докладе и то, что для создания искусственных рифов подходят даже автомобильные покрышки. Правда, в мировой практике чаще используются металлические или бетонные конструкции. Так, искусственными рифами часто становятся затопленные старые корабли, но бывают и более экзотические решения. Например, у побережья штата Делавэр (США) находится риф Редберд. Он состоит, в основном, из списанных вагонов метро Нью-Йорка и занимает площадь 3,4 квадратных километра. Кроме метропоездов риф состоит из 86 устаревших танков и бронетранспортеров, восьми буксиров и барж, а также 3 000 тонн автомобильных покрышек.
Еще один пример – работа Джейсона Тейлора под названием «Тихая эволюция». Это целый скульптурный парк из 400 экспонатов, изображающих людей, точно застывших на дне океана. Увидеть это могут дайверы у побережья Мексики – в национальном морском парке Канкун.
«Тихая эволюция» до погружения
Погруженные, скульптуры выглядят просто потрясающе
Не менее известна статуя Иисуса Христа, выполненная известным мальтийским скульптором Альфредом Камильери Каучи. Бетонная конструкция высотой 2,5 метра стоит у побережья Мальты. Рядом, кстати, затоплено первое научное судно Жака Ива Кусто.
Статую Иисуса Христа готовят к погружению
Христос из бездны
Более близкий свердловским дайверам пример – затопленный у берега популярного болгарского курорта Золотые пески старый лайнер Ту-154, принадлежавший местному диктатору Тодору Живкову. Его затопили около пяти лет назад, чтобы спасти раритет от превращения в простой металлолом, а также чтобы разнообразить фактуру дна специально ради ныряльщиков.
Погружение самолета диктатора
И, наконец, орбитальная станция «Мир», обретшая покой в водах Тихого океана в водах Японии в 2001 году. По словам представителей Центра управления полетами Федерального космического агентства России, «принятая практика уничтожения космического мусора с помощью «грузовиков» не наносит вреда экологии Земли». Район полностью закрыт для судоходства.
Станция «Мир» в космосе
Станция «Мир» – искусственный риф
Таким образом, в мировой практике вполне успешно используется создание искусственных рифов – и нигде, включая другие регионы России, это не вызывает возмущения экологов или надзорных ведомств. Так что вопрос о том, чьи действия оказывают больший вред для экологии Нижнего Тагила – дайверов или прокуроров – пожалуй, риторический.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».