Российских школьников могут оградить от ведущих современных писателей
В Общественной палате РФ презентована программа преподавания литературы и русского языка в школах. Авторы проекта составили документ, сопроводив его списком рекомендованных для чтения произведений, в котором нет ведущих современных писателей, таких как Пелевин, Сорокин, Прилепин и Стругацкие.
Как передает корреспондент «Нового Региона», проект концепции школьного филологического образования разработала Ассоциация учителей русского языка и литературы на грант президента России. Разработка документа началась год назад и была вызвана тем, что многих учителей не устраивали существующие федеральные стандарты. Авторы требуют признать русский язык и литературу «национальным достоянием» и выделить на их изучение в школе дополнительные часы. При этом предлагаются варианты изучения предметов «с учетом современных требований общества и государства». В самом тексте подробно описывается, что именно нужно изучать в рамках школьной программы: от синтаксиса и пунктуации до «морально-этических принципов общения». Подчеркивается недопустимость «антипедагогических экспериментов и волюнтаризма» в образовании.
С этими предложениями никто не спорит. Бурную дискуссию вызвало приложение к проекту – список рекомендованной литературы для 5-11 классов. Авторы заявили, что отбирали книги «с высоким духовно-нравственным наполнением», без «ненормативной лексики, эстетизации низменных инстинктов, жестокости», пишет сегодня газета «Коммерсант». Современных авторов в списке нет, он заканчивается произведениями Владимира Высоцкого. В перечень вошла практически вся русская классика, а также ряд авторов, которые были исключены из школьной программы в начале двухтысячных, – например, Александр Радищев и Николай Чернышевский.
Эксперты уже выказали недоумение, почему в списке нет Владимира Набокова и Чингиза Айтматова, но есть писавший на татарском языке поэт Муса Джалиль.
Звучат и более радикальные предложения: пересмотреть список литературы так, чтобы он «соответствовал психофизиологическому развитию детей». «Эти произведения не соответствуют тем проблемам, которые занимают наших детей, поэтому им становится скучно читать, – считает Ирина Арзамасцева из МГПУ, которую цитирует издание. – Почему в списке нет фантастики, Стругацких, подростковой литературы? Ребенок будет зачитываться книгами, которые помогут социализироваться среди ровесников и взрослых. А классика останется на вырост». После этого представителей Ассоциации обвинили в неоправданной вариативности. Тем не менее, накануне, после прошедшего обсуждения, было принято решение направить проект концепции в Министерство образования и науки РФ, чтобы ведомство приняло ее в качестве официального государственного документа.
Москва, Екатеринбург, Андреуш Завятку
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».