В театре «Волхонка» заканчиваются репетиции спектакля, который может стать самой актуальной постановкой сезона. «Дни Турбиных» рассказывают о революции и гражданской войне в Киеве, о белых и большевиках, о Петлюре и гетмане, что волей-неволей заставляет задумываться о цикличности истории. Булгаковщины добавляет то, что спектакль в Екатеринбурге ставит режиссер, родившийся на Украине, Алексей Янковский, а работа над постановкой началась еще до событий на Майдане, в 2013 году. «Новый Регион» побывал на одной из последних предпремьерных репетиций и узнал, какой мистикой окружены «Дни Турбиных» в «Волхонке».
Премьера «Дней Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова состоится в театре «Волхонка» 21 ноября, в субботу. И первое, что приходит на ум, – как театр решил поставить именно этот спектакль в такое время? События происходят в Киеве зимой 1918-1919 годов. Гражданская война, власть в городе переходит от гетмана к Директории, от Петлюры – к большевикам. На сцене – взрывы, бомбежка, вооруженные люди и смерть…
Оказалось, не обошлось без булгаковщины. Постановку задумали еще до волнений на Украине, в ноябре 2013 года, но потом премьеру постоянно приходилось переносить и отодвигать.
«Мы пьесу начали ставить в спокойное время, в ноябре 2013-го, когда не было ни Майдана, ничего... – ответил на вопрос «Нового Региона» про актуальность спектакля режиссер Алексей Янковский. – Да, думаю, это булгаковщина, мистика, ведь у Булгакова все пьесы такие, и «Дни Турбиных» – не бытовая пьеса. Но мы опоздали с ее постановкой, и все опоздали. Как-то забыли все про нее, и вдруг все это происходит в жизни... Может, потому что театр перестал исполнять свою функцию. Ведь зачем в Гамлете играют убийство отца? Есть закон: сыгранное в театре не имеет продолжения в жизни. Теперь же события идут впереди нас. Пока они не произойдут до конца, пока эта пьеса не дойдет до финала в жизни, мы можем только делать для себя какие-то выводы».
Алексей Янковский признается, что для него переосмысление происходит вдвойне сложно, поскольку он сам родом из Украины.
«Я родился на Украине, мой родной язык – украинский. Я до 16 лет жил там, и по отношению к России я эмигрант, – говорит постановщик. – Тут есть сцены, которые посвящены гетману, Петлюре, они непростые. А театр – нравственное занятие, и все это заставляет думать, как это делать сегодня? Получается, что мы можем только факт констатировать».
Интересно, что и у первой в России постановки «Дней Турбиных» была непростая сценическая история. Впервые поставленная во МХАТе, пьеса пользовалась большим зрительским успехом, но получила разгромные рецензии в тогдашней советской прессе. Вышедшие в 1927 году, в апреле 1929 года «Дни Турбиных» были сняты с репертуара. Автора обвиняли в мещанском и буржуазном настроении, пропаганде белого движения. Но покровителем Булгакова оказался сам Сталин, который посмотрел постановку около двадцати раз. По его указанию спектакль был восстановлен и вошел в классический репертуар театра. Он и сегодня идет в МХАТе, правда, под названием «Белая гвардия».
Российскому зрителю «Дни Турбиных» знакомы еще и по одноименному трехсерийному фильму Владимира Басова, снятому еще в 1976 году. И у спектакля «Волхонки» есть с картиной что-то общее, хотя бы музыкальное сопровождение – всю постановку то тише, то громче играет романс «Белой акации гроздья душистые», который звучал в фильме.
В театре пока не берутся судить, как к спектаклю на такую щекотливую тему отнесутся зрители. Узнать это можно будет только после премьеры, 21 ноября. Также показы пройдут 22 и 28 ноября.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
Екатеринбург. Другие новости 19.11.14
«Le Beaujolais est arrive», – завтра стартуют продажи молодого вина. Вместо «Божоле Нуво» предлагают брать молодое таманское (ЦЕНЫ). / Около 5 тысяч жителей Каменска-Уральского остались без отопления. / Письмо главы РСПП Шохина премьеру о старых вагонах подвергли жесткой критике. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».