Школьники УрФО потеряли интерес к техническим специальностям Губернаторы отчитались перед полпредом о подготовке инженерных кадров
Полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских провел заседание Совета по вопросам образования. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», в повестке значилось два основных вопроса. Прежде всего, участники мероприятия обсудили развитие системы инженерного образования в округе, а затем перешли к вопросу о положении дел в системе общего образования в УрФО, к итогам единого государственного экзамена в 2014 году и подготовке к проведению очередного ЕГЭ.
Совещание проходило в режиме видеоконференции. В нем приняли участие губернаторы субъектов Уральского федерального округа, представители Рособрнадзора и Минобрнауки России, ректоры ведущих вузов, представители крупных промышленных предприятий Урала.
Открывая совещание, Игорь Холманских отметил, что обе темы тесно связаны между собой, так как уровень подготовки специалистов в вузе, их квалифицированность, в значительной степени зависят от качества знаний, полученных в школах, как и заинтересованность студента в изучении технических направлений, желанием работать по полученной специальности. Полпред напомнил, что глава государства поставил задачу создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. «По нашей оценке, к этому сроку в Уральском федеральном округе должно быть создано более 2 миллионов таких мест», – нацелил участников заседания полпред.
Он подчеркнул, что вопросы модернизации отечественной системы инженерного образования имеют ключевое значение для регионов УрФО, и от их решения зависит обеспечение потребности в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективы. «В УрФО расположены крупнейшие индустриальные центры, поэтому подготовка кадров вблизи производства имеет ключевое значение. Молодые специалисты должны быть способны быстро и адекватно войти в высокотехнологичный производственный процесс. Это является первоочередной задачей», – сказал Игорь Холманских.
В ходе совещания было отмечено, что только 5 % выпускников вузов технических специальностей не нуждаются в получении дополнительных знаний и могут сразу приступить к работе на предприятии. По этой причине тесное взаимодействие вузов и предприятий в деле разработки учебных планов жизненно необходимо. В регионах УрФО успешно работают проекты такого рода.
Так, в Курганской области реализуется проект Курганского государственного университета «Инженерные кадры Зауралья», который поддержали ведущие предприятия региона. На базе Тюменского государственного университета стартовал новый проект «Высшая политехническая школа». Успехов в подготовке качественных кадров для промышленности добились и челябинцы. Южный Урал в этом году выиграл конкурс на получение федеральной субсидии по направлению «Машиностроение» и на реализацию проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития региона на 2014-2019 годы». Кроме того, в рамках всероссийского проекта Южно-Уральского государственного университета, совместно с ведущими техническими вузами и крупнейшими предприятиями страны с этого года проводится многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России».
Вузы Свердловской области также стараются не отставать от реалий. На Среднем Урале утверждена комплексная программа «Уральская инженерная школа», имеются примеры успешного сотрудничества образовательных организаций и предприятий, отметил Игорь Холманских. Например, Уральская горно-металлургическая компания совместно с Уральским федеральным университетом создали Технический университет УГМК. На территории Первоуральского новотрубного завода построен образовательный центр группы ЧТПЗ, а совместный проект УрФУ и Уралвагонзавода победил в конкурсе Минобрнауки России «Новые кадры для ОПК».
Игорь Холманских заострил внимание участников совещания на проблемах. Он подчеркнул, что одной из причин недостаточного качества подготовки специалистов инженерно-технических направлений является дефицит абитуриентов, обладающих хорошим уровнем знаний по математике, физике, химии, информатике. Кроме того, полпред считает важным поднять уровень мотивации выпускников школ для выбора технической профессии. Участники мероприятия отметили, что вчерашних школьников отпугивает зачастую невысокий уровень зарплаты инженеров, отсутствие предоставляемого жилья, медленный карьерный рост.
Интерес к техническим и естественным наукам в российских школах снизился за последние годы. Об этом свидетельствует выбор дисциплин при сдаче ЕГЭ. Так, в 2014 году в УрФО экзамен по физике выбрали 25,7 процента от общего числа выпускников; экзамен по химии – 9,5 % школьников; по информатике – 7,4 %. При этом обществознание пользовалось успехом. ЕГЭ по этой дисциплине сдавали 56,6 % школьников. На этом фоне специалисты отмечают достаточно низкие результаты ЕГЭ выпускников 2014 года по математике и физике.
По словам директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Анастасии Зыряновой, в отдельных школах низкий средний бал на ЕГЭ по математике был вызван плохим знанием русского языка. Школьники объясняли свои неудачи необходимостью многократного прочтения задания для понимания его сути. Потому чиновница, обращаясь к участникам совещания, попросила не забывать о важной роли русского языка и литературы при подготовке будущих кадров.
Подводя общие итоги ЕГЭ в 2014 году, Игорь Холманских отметил, что на территории Уральского федерального округа в ЕГЭ участвовали 64 тысячи человек. Интересно, что вместе со значительным снижением числа выявленных нарушений, таких как использование мобильных телефонов, сильно сократился объем высокобалльных результатов. По мнению специалистов, это произошло в связи с введением в строй региональной информационной системы, использования видеонаблюдения и общественного контроля, а также металлодетекторов на входе в центры сдачи ЕГЭ.
В числе действенных мер популяризации технических направлений в науке главы всех регионов назвали раннюю ориентацию школьников за счет создания кружков робототехники, электроники и т.д. Положительный эффект также оказывают тематические беседы детей с работниками промышленных предприятий, экскурсии на производство, посещение профильных экспозиций в музеях, технопарках, бизнес-инкубаторах. Важную роль при выборе будущей профессии играет и техническая оснащенность лабораторий, и возможность оттачивать теоретические знания на практике. В связи с этим региональные власти стараются выделять средства на закупку высокотехнологичного оборудования для вузов.
Екатеринбург, Курган, Челябинск, Тюмень, Ханты-Мансийск, Салехард, Павел Зубков
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».