AMP18+

Екатеринбург

/

«Это жидомасонский заговор!»: в Екатеринбурге судят еврейского учителя, обвиняемого в призывах «убивать немцев» (ФОТО)

В Кировском районном суде Екатеринбурга возобновилось рассмотрение резонансного уголовного дела об экстремизме в еврейской гимназии «Ор Авнер». На скамье подсудимых – бывший преподаватель учебного заведения Семен Тыкман, которого обвиняют в разжигании межнациональной розни. Свою вину воспитатель не признает, считая себя жертвой оговора. Адвокат идет дальше и не исключает, что обществу вовсе дан «сигнал имитации борьбы с экстремизмом». Все подробности неоднозначной истории, рожденной силами сотрудников ФСБ, – в материале нашего агентства.

«Экстремистский факультатив»

Как передает корреспондент NDnews, уголовное дело в отношении 57-летнего Тыкмана вылилось из нашумевших обысков в гимназии «Ор Авнер» с изъятием религиозной литературы. Они проходили по просьбе членов екатеринбургского родительского комитета, посчитавшего, что к хранящимся и изучающимся в учебном заведении священным текстам у правоохранительных органов должны возникнуть вопросы. Прокуратура тогда изъяла книги Танаха, включая Тору, а также книги Пророков и Писаний («Невиим» и «Ктувим») и методическую литературу, но материалов экстремистского содержания, колдовства и чернокнижия в них так и не нашла.

Зато в разжигании межнациональной и религиозной розни заподозрили преподавателя Семена Тыкмана, представителя еврейской общины города. На него написали заявления родители учеников гимназии. Школьники заявили, что преподаватель в ходе своего факультативного курса «Традиции еврейского народа» якобы призывал «убивать немцев» и признавался, что плюет в православные церкви, когда проходит мимо. Кроме того, они были шокированы другими откровениями воспитателями, который увел образовательный процесс «в сторону радикально-религиозной составляющей».

В результате Тыкману предъявили обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и сейчас судебное разбирательство в самом разгаре. В ходе предыдущих заседаний гособвинитель зачитал обвинительное заключение и начался опрос свидетелей. В частности, в суде выступила психолог Елена Никитина, общавшаяся с учащимися гимназии, и другие граждане, причастные к этой истории.

Неявка свидетелей

Сегодня в суд были вызваны несколько свидетелей обвинения, но из трех лиц по повестке явилась лишь оперативный сотрудник свердловского управления ФСБ (ее ФИО в ведомстве попросили не называть), которая вела дело Тыкмана. Не участвовала в заседании, в частности, гражданка Наймушина – родительница одного из учеников гимназии, которая, увидев в коридоре представителей СМИ, поспешила ретироваться. Как сообщил адвокат подсудимого, Анатолий Клейменов, Наймушина «сбежала» уже во второй раз. «Причем, это ключевой свидетель обвинения. И что меня больше поражает – прокурор и суд беспомощны в этой ситуации! А тут все понятно – свидетельница понимает, что не выдержит допроса. Она видит прессу и понимает, что ей будут задавать вопросы, ответы на которые еще нужно подобрать», – пояснил защитник.

Наряду с этим, сегодня не состоялся принудительный привод другого свидетеля обвинения – сотрудницы гимназии Светланы Федоровой. «Это учитель информатики, и мы не совсем понимаем, что она может пояснить суду, поскольку Тыкман с ней всего пару раз виделся», – добавил адвокат.

Показания сотрудницы ФСБ

Сотрудница ФСБ суду пояснила, что вела проверку в связи с поступившим обращением от членов родительского комитета, заподозривших Тыкмана в проявлениях экстремистского характера. Ей были вызваны на опрос родители и ученики гимназии (среди них – Наймушина и Санаева). «Одна из учениц пояснила, что во время факультативного курса Тыкман допускал высказывания о том, что плюет в православные церкви, когда проезжает мимо. Она показала, что при обсуждении Второй Мировой Войны Тыкман говорил о том, что «нужно уничтожать всех немцев за то, что они сделали с евреями»», – сообщила свидетель.

Также, по ее словам, была опрошена другая учащаяся, которая подтвердила озвученные выше сведения. Девочка добавила, что при упоминании любой другой религии, кроме иудаизма, «Тыкман просил плевать через левое плечо». Один раз при обсуждении родословных выяснилось, что учащаяся «не из того колена». Тыкман отметил на это, что в былые времена таких людей вешали и рубили на части. «Девочка после того, как такое услышала, ушла в себя, замкнулась», – подметила участница процесса.

В ходе сегодняшнего допроса свидетель сообщила и о том, что на уроках с Тыкманом обсуждался порядок религиозных обрядов и преподаватель отмечал, что если в городе нет синагоги, нужно идти в любой другой храм и присутствующие там «должны целовать ему ноги и поклоняться ему». Все потому, что он – «представитель более высокой религии».

«Наконец, была допрошена учитель русского языка и литературы, совмещавшая свою работу с деятельностью в библиотеке гимназии. Она рассказала, что Тыкман развелся со своей супругой, поскольку она была христианкой. Были сведения, что имело место даже сжигание ее ладанов и икон», – рассказала суду свидетель.

Сотрудница ФСБ не преминула уточнить, что в рамках проверки были проведены лингвистические экспертизы, в том числе независимая. Кроме того, она заявила суду, что в синагоге на ул. Куйбышева пытались провести собрание свидетелей обвинения, с тем, чтобы психологически «обработать» их и «замять дело». В итоге оперативный сотрудник прибыла в синагогу, и собрание было сорвано.

Адвокат подсудимого поинтересовался, почему сотрудники ФСБ допросили не всех учеников гимназии, посещавших курс Тыкмана, как того требует объективное расследование? Силовик пояснила это большой загруженностью оперативных работников и тем, что расследование велось летом – во время школьных каникул и отпусков.

На этом допрос свидетеля закончился и, поскольку никто больше по повесткам не явился, судья Лариса Шаньгина приняла решение о переносе заседания на 8 октября. Трех оставшихся свидетелей обвинения из взрослых – Наймушину, Федорову и Миллера (это сотрудница синагоги) вновь попытаются привести в суд принудительно.

Позиция защиты и разговоры о Путине с Лениным

Тыкман с адвокатом пока наотрез отказываются подробно комментировать уголовное дело, предлагая дождаться окончания судебного разбирательства. «Главное, что я не признаю свою вину. Я не говорил тех вещей, которые мне вменяют. Я считаю, что меня оговаривают», – заявил сегодня корреспонденту NDnews подсудимый. Анатолий Клейменов в принципе считает, что дело в отношении его подзащитного – ничто иное как «сигнал имитации борьбы с экстремизмом».

«Мы не можем пока говорить о некоторых нюансах этого дела. Давайте подождем дальнейших заседаний, и вы сами все поймете. Сделаю лишь маленькую ремарку: в следственных мероприятиях участвовал мусульманин, прокурор у нас – христианин, а подсудимый – еврей, я бы даже его назвал религиозным фанатиком. Да у нас тут жидомасонский заговор!», – отметил то ли в шутку, то ли всерьез Клейменов. Гособвинитель – зампрокурора Кировского района Михаил Осокин поспешил от такого толкования отречься, заявив, что вообще-то он «хоть и крещеный, но атеист».

Заслуживают внимания и другие моменты состоявшихся сегодня кулуарных разговоров между участниками процесса. Так, в ходе бесед неожиданно сегодня всплыл президент США. Тыкман сообщил присутствующим, что здоровался с Бараком Обамой через три руки. «У меня знакомая – учительница танцев Путина. А Путин здоровался с Обамой. Вот!» – похвастался обвиняемый.

Его позитивный настрой поддерживал адвокат, время от времени в ернической форме обращавшийся к прокурору. «А вы можете процитировать Ленина [далее шло упоминание глав и томов]?», – спросил Клейменов Осокина, на что последний отрицательно помотал головой. – А вот Тыкман может!». «Учиться, учиться и еще раз учиться… коммунизму», – подхватил подсудимый. Далее шли элементы теологических споров, выяснение кто и где отдыхает (прокурор, если верить его словам, – на южном берегу Шарташа) и так далее. В такой непринужденной обстановке стороны сегодня проводили время до заседания и в небольшом перерыве. И расстались участники процесса, пожелав друг другу удачи.

Но в сухом остатке осталось достаточно много вопросов, как к самой сути уголовного дела, так и к ходу судебного разбирательства. Если верить адвокату, вмененные Тыкману «грехи» ничем, кроме слов определенного круга учащихся, не подтверждаются. Сторона защиты сомневается в откровенности детей, ведь их показания могли быть заранее надиктованы заинтересованными лицами. Нельзя исключать и вероятность того, что учащиеся могли не так понять учителя, перепутав, например, «немцев» и «фашистов».

С другой стороны, хоть правоохранительные органы и не нашли «реакционных» книг еврейской религиозной литературы в гимназии, сам учитель мог допускать некоторые высказывания, которые выходили за рамки его полномочий. По всей видимости, ответы на эти вопросы появятся по ходу судебного процесса, за развитием которого NDnews будет следить.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж,