«Дети учились в ужасных условиях и теряли имеющиеся знания» (добавлено ФОТО) На суде по делу «учителя-экстремиста» вскрылись неприятные подробности о работе еврейской гимназии
В Кировском районном суде Екатеринбурга возобновилось рассмотрение резонансного уголовного дела об экстремизме в еврейской гимназии «Ор Авнер». На скамье подсудимых – бывший преподаватель Семен Тыкман, которого обвиняют в разжигании межнациональной розни, сам воспитатель считает себя жертвой оговора. Сегодня в судебную инстанцию были вызваны последние свидетели обвинения, которые раскрыли подноготную работы учебного заведения, сообщив об антисанитарных условиях в помещениях гимназии и сомнительной квалификации ее сотрудников.
Показания матери ученицы
Как передает корреспондент NDNews.ru, на заседание, в частности, принудительно привели Марину Наймушину – родительницу одной из учащихся гимназии, которая ранее дважды, увидев представителей СМИ, сбегала из здания суда. При этом она один из ключевых свидетелей обвинения, так как именно с ее подачи началась проверка, после которой было возбуждено уголовное дело в отношении Тыкмана. Женщина потребовала закрыть процесс от СМИ, аргументировав это тем, что ранее в лентах информагентств упоминались персональные данные несовершеннолетних свидетелей (речь идет об указании фамилий учеников). Наймушина назвала всех журналистов «желтой прессой» и вдобавок попросила запретить адвокату и подсудимому предоставлять СМИ информацию о ходе судебного разбирательства и копии материалов уголовного дела. Прокурор ходатайство поддержал, посчитав, что необходимо соблюсти тайну личной жизни детей.
В свою очередь адвокат Анатолий Клейменов заявил, что не видит причин в закрытии процесса, назвав ходатайство беспринципно немотивированным. Он заявил, что права несовершеннолетних нарушены не были, и запрещать СМИ освещать уголовные дела и судебные процессы (если это не исключительные случаи, предусмотренные законом) – это нарушение фундаментальных прав прессы. К тому же ранее суд уже принимал решение о том, что процесс будет проходить в открытом режиме.
В результате судья после достаточно долгого перерыва приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства. В ответ Наймушина заявила, что не будет давать показания, не объясняя при этом причин. За что была предупреждена судьей об уголовной ответственности в соответствии со статьей 308 УК РФ. Свидетели, пояснила служитель Фемиды, обязаны давать показания в уголовных процессах.
После очередного перерыва Наймушина без особого энтузиазма рассказала, что ее дочь училась в гимназии «Ор Авнер» до середины 2014 года. «Она мне как-то рассказала, что их учитель Тыкман на уроках говорил о том, что плюет в сторону православных церквей и что нужно истреблять немцев, фашистов. Она вместе с одноклассниками была возмущена этим, они обсуждали данные высказывания после уроков. Сама я в то время являлась членом родительского комитета, и нас с другими взрослыми вслед за детьми также возмутили такие заявления», – сообщила свидетельница, заметно более увлеченно уделив внимание общей картине учебного процесса в помянутой гимназии.
Вопросы к процессу обучения
Отвечая на вопросы адвоката, Марина Наймушина сообщила, что ее дочь посещала далеко не все факультативные занятия Тыкмана, подметив, что дети в принципе «любили его урок прогулять». При этом, как выяснилось, процесс обучения по многим предметам вызывал у родителей вопросы. «Так, учитель литературы как-то внезапно стал учителем географии. И я не знаю, имеет ли этот человек нужные для этого знания. Потом вопросы были к преподаванию английского языка. За время учебы в гимназии «Ор Авнер» мы потеряли имевшийся у моей дочери уровень знания языка, и мы жаловались на учителя иняза. В результате его убрали. Вообще почему-то не всех родителей волновало то, что именно вкладывают в голову их детей в гимназии», – отметила свидетельница.
Также она рассказала о вопиющих антисанитарных условиях, которые наблюдались в раздевалке для девочек и на кухне гимназии. «Там была везде грязь, и детям находиться там было нельзя. Кроме того, были очень грязными туалеты. Там, видимо, одна уборщица была на всю школу. Я могу сказать, что в гимназии тем самым нарушались права всех учащихся», – сообщила Наймушина.
В связи с этим она писала письмо на имя уполномоченного по правам ребенка Свердловской области, в котором излагала свои переживания, однако о Тыкмане в нем ничего не говорила. Кроме того, Наймушина написала письмо в полицию с требованием разобраться в истории с охранником, из-за которого ее дочери пришлось перелезать в один из дней двухметровый забор, стоящий по периметру территории гимназии. «Все эти ситуации вкупе обсуждались на родительских собраниях. Но после того, как я обратилась в правоохранительные органы из-за случая с охранником, на мою дочь начали собирать компромат. Директор вовсе назвала моего ребенка изгоем. В конечном итоге мы перешли в другое учебное заведение», – заключила свидетельница, после чего были зачитаны показания ее дочери, полученные на предварительном следствии. В них девочка коротко рассказала о том, что им говорил Тыкман на уроках, – про немцев, церкви и так далее.
Показания учительницы
Вторым свидетелем обвинения сегодня выступала Светлана Федорова, работавшая ранее учителем математики и информатики в гимназии «Ор Авнер», совмещая эти обязанности с должностью классного руководителя. Она сообщила, что у нее состоялся телефонный разговор с Наймушиной, которая рассказала ей о поведении Тыкмана на уроке, сославшись на слова дочери. Федорова считает, что придумать то, что сейчас вменяется Тыкману, учащиеся не могли, поскольку они только начали изучать еврейские традиции и негативными фантазиями не страдали. Далее речь зашла о личных отношениях между учащимися, которые далеко не всегда были гладкими. Сама Федорова не слышала от Тыкмана лично каких-либо негативных высказываний в отношении евреев или немцев. «Однако я могу сказать, что в адрес Тыкмана ко мне неоднократно поступали жалобы. Например, как-то раз он забрал портфель у одного из учащихся и уехал в синагогу. В результате мальчик остался без ключей от дома и без шапки, а на улице было 20 градусов мороза. Его отцу пришлось отпрашиваться с работы», – сообщила свидетельница.
На этом сегодняшнее заседание завершилось. Было решено принудительно вызвать на следующее слушание последнего свидетеля обвинения – сотрудницу синагоги Миллер (сейчас официально она находится в Израиле в командировке). В дальнейшем предполагается изучение материалов дела, озвучивание показаний учащихся гимназии и допрос свидетелей защиты. Следующее заседание состоится 23 ноября в 12 часов.
Напомним, уголовное дело в отношении 57-летнего Тыкмана вылилось из нашумевших обысков в гимназии «Ор Авнер», инициированных родительским комитетом, у которого возникли вопросы к религиозной литературе. Прокуратура изъяла книги Танаха, а также книги Пророков и Писаний («Невиим» и «Ктувим») и методическую литературу, но материалов экстремистского содержания, колдовства и чернокнижия в них так и не нашла.
Зато в разжигании межнациональной и религиозной розни заподозрили преподавателя Семена Тыкмана, представителя еврейской общины города. На него написали заявления родители учеников гимназии. Школьники заявили, что преподаватель в ходе своего факультативного курса «Традиции еврейского народа» якобы призывал «убивать немцев» и признавался, что плюет в православные церкви, когда проходит мимо. Кроме того, они были шокированы другими откровениями воспитателя, который увел образовательный процесс «в сторону радикально-религиозной составляющей».
Тыкману предъявлено обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Подсудимый своей вины не признает, заявляя, что его оговорили. Адвокат идет дальше и не исключает, что обществу вовсе дан «сигнал имитации борьбы с экстремизмом». По его словам, вмененные Тыкману «грехи» ничем, кроме слов определенного круга учащихся, не подтверждаются. Сторона защиты сомневается в откровенности детей, ведь их показания могли быть заранее надиктованы заинтересованными лицами. Нельзя исключать и вероятность того, что учащиеся могли не так понять учителя, перепутав, например, «немцев» и «фашистов».
Ссылка по теме:
«Это жидомасонский заговор!»: в Екатеринбурге судят еврейского учителя, обвиняемого в призывах «убивать немцев» (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2015, РИА «Новый День»