AMP18+

Екатеринбург

/

«Война престолов» по-уральски: тогда и сейчас 20 лет противостояния «белого» и «серого» домов

Противостояние Екатеринбурга и Свердловской области на протяжении последних 20 лет стало неотъемлемой частью регионального политического ландшафта. В первую очередь это объясняется историей последних 20 лет, сквозь которую алой нитью проходит соперничество двух политических «зубров» – первого мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и первого губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Сейчас оба некогда азартных игрока сидят рядом в Совете Федерации, а уральская «игра престолов» продолжается. Вот только та ли это игра? Краткий экскурс в историю и мнение эксперта – в материале NDNews.ru.

Эпоха тяжеловесов

Истоки соперничества Росселя и Чернецкого уходят в 1993 год. Когда «мятежный» глава администрации Свердловской области Эдуард Россель был снят с должности Борисом Ельциным за попытку создания Уральской Республики, на его место президент назначил заместителя главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого – Алексея Страхова. Вскоре после этого Чернецкий как глава областного центра вошел в состав областного правительства, тогда как Росселю до 1995 года пришлось довольствоваться скромным, по масштабам его личности, постом председателя областной думы. Первая «битва» состоялась в 1995 году, когда в регионе почти одновременно состоялись выборы и губернатора, и мэра Екатеринбурга. Тогда Аркадий Чернецкий непосредственно в губернаторской гонке участия не принимал, но, по слухам, на территории Екатеринбурга оказал действенную поддержку своему бывшему заму – Алексею Страхову, который вместе с Росселем вышел во второй тур. И если на территории области победа Росселя была несомненна, то существенная часть екатеринбуржцев отдала свои голоса Страхову.

В качестве «воздаяния» через несколько месяцев на мэрских выборах Аркадий Чернецкий получил, как говорят, не без поддержки Росселя, неожиданного соперника – молодого харизматика Антона Бакова. Чернецкий победил его в первом же туре, однако накал борьбы выделил екатеринбургские выборы из других региональных кампаний.

В 1996-1998 годах Эдуард Россель на посту губернатора пестует созданное им движение «Преображение Урала». Чернецкий отвечает созданием блока «Наш дом – наш город». Политики формируют команды и готовятся к выборам в облдуму. В регионе появляется большое количество новых печатных изданий, телеканалов, информационных агентств: Россель и Чернецкий формируют собственные медиахолдинги. Тогда же в мэрии появляется новый вице-мэр – Владимир Тунгусов, которого и по сей день называют «серым кардиналом серого дома». После того, как блок Чернецого НДНГ получает значительную часть депутатских мандатов, мэр решается бросить Росселю прямой вызов на губернаторских выборах 1999 года. Можно было бы ожидать, что во второй тур выйдут именно Россель и Чернецкий. Но внезапно градоначальника опередил выдвиженец основанного Антоном Баковым движения «Май» Александр Бурков. Больше Аркадий Чернецкий в губернаторы не баллотировался никогда.

Стоит отметить, что именно во время губернаторской кампании 1999 года активно применялись «черные» пиар-технологии. Одни СМИ постоянно говорили о связях Эдуарда Эргартовича с ОПС «Уралмаш», а в «Серовском рабочем» появилась статья «Хайль Россель», где жителям области объяснили, что губернатор – этнический немец и чуть ли не шпион. Их антагонисты активно писали о тесных бизнес-контактах Чернецкого все с тем же «Уралмашем», и о том, что еврей по национальности Аркадий Михайлович уже прикупил недвижимость в любимом Израиле и вскоре, набив долларами последний чемодан, покинет российские пределы.

В итоге Россель оставил за собой пост губернатора, а Аркадий Михайлович тут же включился в следующую кампанию за сохранение должности екатеринбургского градоначальника. И пока Эдуард Эргартович праздновал с соратниками непростую победу, Чернецкий, мобилизовав все возможные ресурсы на своей территории, пролонгировал мэрские полномочия. В результате в 2000 год обе команды вышли измотанными, но сохранившими статус-кво. Одновременно изменилась ситуация и на федеральном уровне. К власти пришел Владимир Путин, который учредил новый институт власти – полпредство. Свободолюбивый Россель дал понять, что не рад появлению нового контролера, в результате чего на некоторое время возник альянс между полпредством и мэрией.

В январе следующего выборного года, 2003-го, сразу после новогодних праздников Аркадий Чернецкий заявил о своем намерении баллотироваться на очередной (третий по счету) мэрский срок. При этом он подчеркнул, что в этот раз не собирается претендовать на пост губернатора. В ответ резиденция губернатора выставила собственного кандидата: Юрия Осинцева. Одним из самых громких скандалов той кампании стала эпопея с гей-клубом «Клон» и возникшим неведомо откуда «Братством православных студентов». «Братья» обвиняли Чернецкого в поддержке извращенцев и разложении русской молодежи. В конце концов «Клон» был закрыт, а Чернецкий в третий раз подтвердил свои полномочия. На этом фоне губернаторская кампания прошла почти незаметно: Россель победил в два тура, его ближайшим соперником был Антон Баков.

В ноябре 2003 года в интервью «Новому Региону» Аркадий Чернецкий прокомментировал свою вечную «борьбу» с Росселем. «Что значит бессмысленная борьба? Вы что, считаете, что я из спортивного интереса занимаюсь какой-то борьбой? У меня нет никаких претензий лично к господину Росселю, и я с ним по любому другому вопросу никаких конфликтов готов не иметь, за исключением одного – чтобы не наезжали на Екатеринбург», – заявил Аркадий Чернецкий. Он подчеркнул, что горожанам выгодна такая «соревновательность» мэра с губернатором. Горожанам хорошо только тогда, заметил Аркадий Чернецкий, когда власти следят и борются друг с другом.

Возможно, именно в этих словах и кроется ключ к тому экономическому подъему, которого достигли и Екатеринбург, и Свердловская область к 2006-2007 году. Подкосил регион только мировой кризис 2008 года. Несмотря на это, уходя в 2009 году с поста губернатора в Совфед, Россель оставил регион с госдолгом в размере всего 3 млрд рублей (сейчас – около 45 млрд рублей).

Кто на новенького?

Преемник Росселя, Александр Мишарин, был не азартным игроком, а, скорее, педантом, который строго следовал федеральным трендам и не желал терпеть в своей губернии никакого вольнодумства и фронды. Все полтора года своей работы он занимался тем, что насаждал в свердловских городах двуглавую систему муниципальной власти. В конце концов, при поддержке Москвы ему это удалось. Аркадий Чернецкий, сразу заявивший, что двуглавую схему для себя не приемлет, оставил Екатеринбург и присоединился к Росселю в Совете Федерации. Все 8 его замов сохранили свои посты. Пять из них работают до сих пор, включая Александра Якоба на посту сити-менеджера и Владимира Тунгусова – на посту руководителя аппарата администрации.

Вероятно, задержись Мишарин на посту губернатора на пару лет дольше, история области могла бы сложиться иначе. Но судьба распорядилась иначе. 1 декабря 2011 года Александр Мишарин получил тяжелейшие травмы в ДТП на Серовском тракте и, по большому счету, именно с этого момента навсегда потерял контроль над регионом. Через несколько месяцев губернатором был назначен тогдашний полпред, протеже Сергея Собянина, выходец из Тюменской области Евгений Куйвашев.

Открытая битва между «наследниками Чернецкого» и новым губернатором началась в 2013 году, во время подготовки к очередным выборам главы Екатеринбурга. Губернатор поставил на старого аппаратчика Якова Силина. Основной идеей их кампании была программа «Столица», по которой Екатеринбургу были обещаны миллиарды бюджетных рублей на строительство дорог и других важных объектов. Но вышло иначе: губернаторский кандидат, поддержанный всей мощью «Единой России», с треском проиграл «борцу с наркотиками» Евгению Ройзману. Довольно быстро выяснилось, что губернатор злопамятен. За неправильный, по его мнению, выбор горожан программа «Столица» была свернута. Каждый год при формировании бюджета у города-донора отнимают все большую часть заработанных им денег. Проклятием этого года стал отъем у города полномочий: сначала – земельных и рекламных, потом – градостроительных, сейчас поговаривают о здравоохранении. По мнению экспертов, Куйвашев сам не ведает, что творит: его действия ведут к формированию мощной коалиции, которая обрушится на него на губернаторских выборах 2017 года. Вот ошибка, которую никогда не совершил бы Россель, полагают эксперты.

«Разница – в масштабе личности…»

«Тогда» и «сейчас» отличаются, главным образом, масштабом личности игроков, – считает политолог Евгений Минченко. – И Эдуард Россель, и Аркадий Чернецкий – глыбы. Нынешние игроки не выдерживают сравнения. И как активный участник тех событий, могу сказать: абсолютно ничего страшного ни для Екатеринбурга, ни для области в этом противостоянии на самом деле не было. Была конкуренция. Да, они «толкались» друг с другом, но зато в те годы в Свердловской области была самая интересная политическая жизнь в стране. И я очень благодарен Эдуарду Эргартовичу и Аркадию Михайловичу, потому что им я обязан двумя главами своей книги».

С другой стороны, считает эксперт, эскалация конфликта между нынешним губернатором Евгением Куйвашевым и администрацией Екатеринбурга неизбежна, вне зависимости от масштабов личности нового главы региона. «Здесь прослеживается аналогия с последними событиями в Иркутской области. Перераспределение полномочий от муниципалитетов к регионам (в частности, земельных и градостроительных) – одна из причин активизации оппозиции на выборах губернаторов и увеличения количества спонсоров антигубернаторской фронды. Одной из причин, почему элиты так активно приняли участие в финансировании кампании оппонента бывшего иркутского губернатора Ерощенко, было то, что перед этим он отнял у города Иркутска часть земельных полномочий», – напомнил Евгений Минченко.

Екатеринбург, Евгения Вирачева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия,