AMP18+

Екатеринбург

/

На 1000 школьников приходится 1 психолог – в Екатеринбурге прошел первый съезд психологов (ФОТО)

Сегодня в Екатеринбурге прошел Первый съезд психологов образования Свердловской области. Оказалось, что на тысячу учеников в регионе – всего 1 специалист. Причем психологи есть только в трети школ. Что пообещал специалистам министр образования Юрий Биктуганов и почему выросло число детей, которым требуется помощь психологов, – в материале NDNews.ru.

В Свердловской области психологи начнут чаще встречаться с коллегами по цеху. Речь идет о тех специалистах, которые работают в системе образования – в детских садах, школах, ссузах и вузах. По словам представителей «цеха», большинству из них приходится вариться в собственном соку, повышения квалификации, которые предлагаются от государства, в основном, посвящены ЕГЭ и преодолением стресса от экзаменов у детей, а черпать новые знания, которые могли бы помочь психологам работать с остальными проблемами детей, практически неоткуда. С этой целью и был собран Первый съезд психологов образования Свердловской области.

Не секрет, что ситуация в этом секторе удручающая. Ранее принятые законы практически не оставили шансов школьным психологам – с 2009 года психологов стали сокращать из учебных учреждений. По указке федерального Минобра, соотношение численности персонала стали приводить к показателям 70% учителей и 30% «вспомогательных специалистов», к последним отнесли и психологов. В результате они остались лишь в немногих школах, в основном, «элитных».

Однако уже через короткое время результат не заставил себя ждать – среди школьников участились суициды. В 2012-м, например, в Свердловской области заговорили о развитии сети психолого-медико-педагогических центров. Правда, как писал тогда NDNews.ru, центров было слишком мало, к тому же они не охватывали глубинку. В Алапаевске, например, жаловались на то, что молодые специалисты, которые обладают новыми знаниями, остаются в больших городах, так что выполнять функционал психологов приходится тем, у кого не так уж много опыта и навыков.

Сегодня представители профсобщества объяснили, что ситуация по-прежнему сложная. «На 1000 детей приходится 1 психолог. Сейчас психологи есть только в четверти детских садов и в трети школ», – сообщили на съезде.

По словам министра образования области Юрия Биктуганова, это негативно повлияло на рост детской преступности, в том числе участились случаи вовлечения детей и подростков в преступные группировки, больше стало насилия, в том числе сексуального, в отношении детей, даже со стороны родителей, детей все чаще вовлекают в употребление наркотиков, и т.д. Как подчеркнул министр, нужно улучшать условия труда школьных психологов, а для этого надо выделить им отдельные кабинеты – предложение чиновника было встречено аплодисментами.

Психологи обсудили вопрос о том, кому сейчас требуется помощь – оказалось, практически всем детям. Во-первых, речь шла о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья. По словам руководителя центральной психолого-медико-педагогической комиссии при свердловском минобре Ольги Деникаевой, в настоящее время около 1000 детей-инвалидов не получают достаточной помощи в регионе. Следующая по численности категория детей и подростков – это те, кто «попал в ситуацию суда и следствия». Эксперт отметила, что речь идет не только о малолетних хулиганах, но и о жертвах преступлений. Сейчас разработан специальный регламент содействия следователей и психологов. Последние помогают детям в процессе разбирательств не получить еще более глубокую душевную травму.

Наконец, в третью, самую большую группу, представители которой нуждаются в психологической помощи, попадают практически все дети, которые посещают образовательные учреждения – детские сады, школы, и так далее. Согласно законодательству, эту группу называются «иные обучающиеся с трудностями». «Фактически это все дети. Образование это вообще процесс преодоления трудностей. Так что сюда относятся не только дети, оказавшиеся, например, в социально опасном положении. Это могут быть также дети с выдающимися способностями. Противоречие между массовостью или индивидуальностью включает в эту группу все больше детей. Сегодня в лучшем случае лишь треть из любой группы детей мотивирована на взаимодействие с учителем и процесс образования», – отметила Ольга Деникаева.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Здоровье, Общество, Россия, Фоторепортаж,