Банкротство предприятий на Урале становится привычным явлением Но областные власти предпочитают ничего не замечать
Свердловская область, похоже, активно стремится в лидеры страны. Но, увы, повода для радости на этот раз у уральцев нет – речь идет о стремительно увеличивающемся числе банкротств местных предприятий.
По числу поданных в Арбитражный суд Свердловской области исков о признании предприятий несостоятельными регион уже сейчас занимает одно из лидирующих мест в РФ.
Выходит, здесь неспособны не только выправить «падающее» производство, но и зафиксировать его в «вертикальном» положении?
Увы, это так. Не будем подкреплять столь печальный вывод многочисленными цифрами-процентами снижения объёмов производства, инвестиций, многомесячными задержками зарплаты, сокращением рабочих и т.д. Есть универсальный показатель, который характеризует состояние бизнеса любого уровня. Это – размер задолженности.
Какая здесь картина? Если в 2012 году (последний срок губернаторства Александра Мишарина) областной бюджет был сверстан с дефицитом в 1,2 миллиарда рублей, то уже в 2013-м (при Куйвашеве) расходы перевешивали доходы на 26 миллиардов. Сегодня регион должен свыше 50 миллиардов рублей, что составляет порядка 30 процентов годового бюджета. В ближайшие три года только на обслуживание госдолга потребуется более 20 миллиардов.
Но вот что странно. При довольно частых встречах Евгения Куйвашева с президентом и премьером РФ мы слышим: «Свердловская область сегодня на подъеме, ей по плечу реализация престижных и долгосрочных проектов!». Первые лица РФ с чувством жмут руку энергичному реформатору и в очередной раз соглашаются отстегнуть от бюджета весьма нехилую сумму на реализацию оригинального ноу-хау. Про состоявшиеся же беседы с представителями иностранных держав вовсю трубит пишущая и снимающая братия: о будущих контрактах, насколько они пополнят бюджет, как это скажется на социально-экономическом развитии региона и т.д.
Факты же говорят о том, что «образцового реформатора» давно бы следовало «списать в архив» или перевести в аутсайдеры как минимум. Хотя бы ради того, чтобы люди не смеялись над очевидной близорукостью и наивной доверчивостью его всесильных опекунов.
А ведь еще несколько лет назад уже при губернаторе Евгение Куйвашеве Институт экономики УрО РАН предупреждал, что 80 процентов предприятий региона находятся в предбанкротном состоянии. Эксперты поясняли, что «симптомы и причины спада тщательно скрываются, об этом широкую аудиторию не информируют».
Что делать с сотнями идущих ко дну предприятий, являющихся градообразующими, функционирование которых в прямом смысле определяет судьбу местного населения? Кто будет их спасать? При этом не стоит скидывать со счетов, что и заводы, «пускающие пузыри», худо-бедно пока подпитывают бюджет.
На грани краха сегодня стоят «Уралхимлес» и завод горного машиностроения в Карпинске, «Урализолятор» в Камышлове, екатеринбургские «Пневмостроймашина» и Уралхиммашзавод, еще недавно стабильно работавшие назло всем «реформам». Большие проблемы с деньгами и на Среднеуральской птицефабрике, чья продукция при нынешних запредельных ценах на говядину-свинину должна бы, казалось, идти на ура.
В целом же на Среднем Урале в настоящее время насчитывается около тысячи обанкротившихся предприятий, в том числе и государственных.
«На темпах и объемах выпуска продукции промышленного комплекса негативно сказываются недостаток оборотных средств, трудности с кредитованием, изменчивостью валютных курсов, – приоткрывает завесу над причинами низкой эффективности региональной индустрии первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов. – И, конечно, низкая платежеспособность заказчиков: у многих производителей затоваренные склады напоминают фруктовые горы европейских садоводов, которые из-за санкций не могут продать нам свой урожай».
«С момента рождения программы «Стратегия-2030» минуло два года. За это время ее разработчики поняли, что без активного привлечения регионов эти планы останутся на бумаге – макростратегия на деле окажется обыкновенной маниловщиной. Выход один: следует с максимальной эффективностью использовать имеющийся промышленный потенциал, рассчитывать и просчитывать любую возможность для наращивания действующего производства. Но без привлечения к этой работе науки, опытных экономистов-аналитиков, задействовать резервы вряд ли удастся. Наши же предприниматели в условиях рынка привыкли снимать только пенки, проблемы «кухни» их не волнуют… С тех пор, как появилась «Стратегия-2030», за помощью в ее реализации к нам никто из областного руководства не обращался», – отмечает другой эксперт, директор уральского отделения Института экономики Александр Татаркин.
Универсальное средство было найдено в другом месте. В этом качестве выступили две обширные статьи губернатора Куйвашева, растиражированные в лояльных СМИ: «Сохраним опорный край державы» и «Мобилизация на успех».
Львиную долю в этих публикациях занимают рапорты о достижениях и блестящих перспективах в социально-экономической сфере Среднего Урала. Сами же проблемы завуалированы так, что остается только восхищаться талантом губернатора-баснописца.
Например, давно дышащее на ладан строительство особой экономической зоны «Титановая долина» характеризуется как «будущий неисчерпаемый источник пополнения областного бюджета». Развал в АПК преподносится как путь к «ближайшему наполнению продовольственной корзины наших земляков исключительно собственными продуктами». А тезис о жилье и вовсе прекрасен: «Все люди скоро переселятся из ветхих развалюх в новые благоустроенные квартиры».
Похоже, что региональная власть предпочитает и дальше закрывать глаза на проблемы реального сектора, занимаясь мифотворчеством и загоняя область во все расширяющуюся финансовую пропасть.
NDNews.ru сообщит о развитии событий.
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2015, РИА «Новый День»