Родители екатеринбургских учеников рассказывают о том, что школьные психологи просят «доносить» на мам и пап, которые применяют «непопулярные» методы воспитания к детям – даже, когда речь идет о наказании за провинность. Взрослые переживают, что это может быть первой ласточкой пресловутой «ювеналки», и боятся лишиться детей вовсе. Психологи советуют забыть «метод ремня» как средневековый пережиток, а полицейские приводят пугающую статистику – количество преступлений родителей в отношении собственных отпрысков растет.
В редакцию NDNews.ru обратилась мама ученика одной из школ на ВИЗе. Она рассказала о том, что в учебном заведении появился новый психолог, который, среди прочего, предложил детям сразу же рассказывать специалисту о случаях любого насилия в семье – вплоть до шлепка за «двойку». «Ребенок мне заявил – мама, если ты меня будешь обижать, я на тебя в суд подам, – рассказала собеседница агентства. – Я ему объяснила, конечно, что пусть подает, но тогда, скорее всего, ему придется переезжать жить в детский дом, потому что меня лишат родительских прав. После чего желание «судиться» у ребенка пропало».
Тем не менее, девушка пояснила, что ее встревожила сама тенденция. «Родителей пугают «ювеналкой», когда ребенка могут отобрать по надуманному поводу и, естественно, что предложение психолога настораживает», – сказала она.
Между тем, как считают представители профессионального сообщества – в первую очередь, сами психологи, опасения родителей напрасны. Перегибать палку никто не будет, зато подобные меры помогут узнать о реальных случаях насилия в семье, поскольку по собственной инициативе дети и подростки редко жалуются на родителей. Как рассказала NDNews.ru руководитель линии психологической помощи для детей и подростков Минздрава Свердловской области Елена Прохорова, те, кто обращаются с проблемами по телефону, весьма редко жалуются, например, на побои. «Звонки о насилии в семье – самые сложные,и их не очень много. Я думаю, что фактов насилия куда больше, но не все дети, находящиеся в шоковом состоянии, решаются позвонить. Особенно если это касается действий сексуального характера. Обычно звонят не потому что бьют, а потому что что-то запрещают, отбирают вещи, запирают. О случаях насилия, как правило, сообщают соседи, кто-то из дальних родственников», – сообщила Елена Прохорова.
В полиции, кстати, также отмечают, что лучше выявлять жестокость родителей по отношению к детям на стадии угроз и даже побоев, чем доводить дело до поножовщины. «За 9 месяцев 2015 года полицией зарегистрировано 66 преступлений, предусмотренных статьей 156 УК РФ, то есть «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». За тот же период прошлого года было зарегистрировано 41 такое преступление. В 2015 из 66 раскрыто 55, а в прошлом – 40», – рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Свердловской области.
Впрочем, там подчеркнули, что рост статистики говорит необязательно о том, что детей стали чаще бить. «Это может свидетельствовать о том, что внимание к проблеме со стороны комиссий ПДН, участковых уполномоченных, педагогов, сотрудников социальных служб усилилось.
В центре социально-психологической помощи «Форпост» также подчеркнули, что взрослые в целом не стали более жестоки по отношению к детям. Просто «выявляемость» стала выше. «Педагогическая позиция общества к ребенку как к ценности, сформировалась лет сто назад. До этого ребенка рассматривали не как личность, а что-то, что надо формировать, причем силовыми методами воспитания – розгами, горохом, и так далее. Пятилетнего Киплинга вместе с сестрой отправили из Англии в Индию. Подвижный мальчик и спокойная девочка. И мальчика воспитывали – ругали, били, в результате родился рассказ «Слоненок». («Он задавал вопросы обо всем, что только видел, слышал, пробовал, нюхал, щупал, а все дядюшки и тетушки за это били его», – цитата из сказки, прим. NDNews.ru). Насколько я знаю, детей сейчас уже не принято пороть, изменились устои и ценности. Хотя осталось старинное, но очень негуманное средство – подзатыльник», – рассказала корреспонденту агентства руководитель центра Юлия Дерягина.
По ее словам, действия школьного психолога, которые так напугали родителей, обратившихся в редакцию СМИ, совершенно оправданны и никак не связаны с желанием государственного аппарата отобрать ребенка из нормальной семьи. «Воспитательные меры – и это скажет любой психолог – никак не должны быть связаны с насилием, даже если это наказание за проступок, – подчеркнула собеседница агентства. – К тому же в тех школах, где работают психологи, родители подписывают документальное согласие, что специалист может задавать ребенку любые вопросы – и о самочувствии детей, и, например, об обстановке в семье. В случае же, когда к ребенку применялись физические наказания, есть определенный порядок действий. Классный руководитель, психолог и социальный педагог обязаны написать докладную на имя директора, а тот уже дальше принимает меры – сначала идет внутреннее разбирательство, а затем, если факт подтверждается, школа сообщает в соцзащиту, в комиссию по делам несовершеннолетних или в полицию».
Как подчеркнула Юлия Дерягина, и при существующем законодательстве, и в случае его ужесточения (если речь идет о законопроекте «О предупреждении и профилактике семейного насилия», – прим. NDNews.ru), детей не станут массово «изымать» из семей. «Даже с экономической точки зрения это маловероятно. У нас закрываются детские дома, потому что детей отдают в семьи. И если начать массово отбирать их, то детей просто негде будет размещать, содержать и воспитывать», – заметила собеседница агентства.
Кроме того, по ее мнению, никто не станет отнимать ребенка у родителей без долгих и тщательных разбирательств, бумажной волокиты и попыток досудебного примирения сторон. «Каждую конкретную ситуацию будут разбирать отдельно, но при этом позиция любого психолога однозначна – не может быть «правильного» насилия, то, что называется «получил за дело». Нельзя ведь ранжировать применение силы по мощности удара мамы или папы. Как оценить случай, когда мама сломала девочке руку? Когда мама тушила о своего ребенка сигареты? Родитель не будет измерять силу удара, в зависимости от степени провинности ребенка – вроде как если разбил вазу, то столько-то джоулей, а если окно в школе – то столько-то. Родители бьют, потому что не хотят или не умеют говорить с ребенком, это эмоциональный срыв, – подчеркнула собеседница NDNews.ru. – А если бьют со спокойной миной на лице, тогда это еще хуже – потому что это самый настоящий садизм. Нужно учиться родительскому мастерству, а не применять силу».
Добавим, что NDNews.ru запустил голосование на сайте о том, что современные родители думают о «методе ремня» при воспитании детей – выбрать один из вариантов можно, пройдя по ссылке.
Пороть или не пороть – одобряете ли вы физическое насилие в процессе воспитания детей? Голосование >>>
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 29.10.15
Минздрав РФ передал в собственность Свердловской области два НИИ. / «У нас, что называется, глаз выпал». В Серове обсуждают укладку асфальта под мокрым снегом (ФОТО). / Реабилитация Деппа в «Черной мессе», Вин Дизель против ведьм и «Скауты против зомби» (ВИДЕО). Кинопремьеры недели. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»