Представители свердловского министерства экономики и уральские предприниматели сегодня обсудили совместный подход к принятию экономических (и не только) законов с помощью относительно новой процедуры под названием «оценка регулирующего воздействия». Институт ОРВ подразумевает проведение публичной экспертизы нормативных актов с привлечением экспертов из бизнес-сообществ и отраслевых союзов. Пока что отношение предпринимателей к новшеству неоднозначное: с одной стороны, органы власти дают им возможность влиять на принятие своих указов, а с другой – административными методами мешают воспользоваться этой возможностью.
Как передает корреспондент NDNews.ru, эффективность «оценки регулирующего воздействия» обсуждалась сегодня на конференции «Власть и бизнес. Новые подходы законодательного регулирования в Свердловской области», организованной региональным министерством экономики. Замминистра Анна Ускова пояснила, что институт ОРВ действует в Свердловской области с 2013 года, и уже стал частью законотворческого процесса. По ее словам, на сегодняшний день все нормативные акты, которые вносятся облправительством, проходят публичную экспертизу.
На практике это происходит так: проект документа публикуется на сайте министерства, в течение 10 дней по нему принимаются предложения и рекомендации, которые затем учитываются при принятии. По словам Усковой, в течение текущего года схема ОРВ активно применялась при разработке законопроектов о налоговых каникулах для ИП. Однако, сама процедура еще далека от совершенства. Именно поэтому с января 2016 года минэкономики запускает новый портал, на котором при обсуждении документов все замечания будут отслеживаться онлайн.
«Институт оценки регулирующего воздействия – это инструмент народовластия, извините уж за высокопарность. Но мы собрались здесь, чтобы обсудить, прежде всего, проблемы», – такими словами начал свое выступление первый вице-президент Свердловского союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов. Он отметил, что бизнес в целом поддерживает инициативу минэкономики и благодарен сотрудникам ведомства за восприимчивость к замечаниям. Но претензий к нынешней системе ОРВ оказалось намного больше.
«Во-первых, существует избирательность в том, какие нормативные акты выносятся для оценки. Особенно это заметно на муниципальном уровне. Если власть захочет, она обсудит законопроект с бизнесом, если не захочет – то за это не понесет никакой ответственности, и это второй недостаток. Кроме того, сейчас нет никакой обратной связи. Если предложения бизнеса к законопроекту отклоняются, то пусть власть хотя бы объясняет, по какой причине. Потому что, если мнение эксперта не учитывается, у него пропадает желание что-то комментировать. Также нельзя допускать, чтобы оценка регулирующего воздействия скатывалась к политиканству, чтобы отдельные чиновники зарабатывали на этом политические очки», – высказался Михаил Черепанов.
Среди других замечаний к ОРВ: крайне малый срок для обсуждения нормативного акта, формальный подход к содержанию представляемых документов, и плохо продуманная система вовлечения предпринимателей в обсуждение законопроектов.
Другие участники конференции также отметили нежелание экспертов высказывать свое мнение. Во многом эта пассивность вызвана сложностью процедуры, которая только поначалу кажется доступной. Так, вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров заметил, что у предпринимателей физически не хватает времени отслеживать и оперативно реагировать на нормативные акты, которые затрагивают интересы их бизнеса. «В свердловском правительстве работает 16 министерств. Прибавьте ко всему этому департаменты и комитеты. И все они каждый день выпускают нормативные акты. Да у руководителей предприятий нет времени на чтение даже сводок, не говоря уже о тексте законопроектов. Конечно, можно поручать эту работу сотрудникам. Но, так или иначе, сегодня ОРВ воспринимается всеми как дополнительная нагрузка, как некая новая бюрократическая процедура», – высказался Макаров.
В региональном министерстве экономики, напротив, считают, что процедура оценки регулирующего воздействия должна стать обязательной для всех муниципалитетов Свердловской области. Так и предполагалось сделать с начала 2016 года, но сейчас на федеральном уровне обсуждается инициатива, чтобы муниципалитеты самостоятельно решали, воспользоваться или нет этой процедурой. Анна Ускова сообщила, что минэкономики направила отрицательное заключение на этот законопроект и попросила представителей СОСПП и Уральской ТПП поддержать позицию ее ведомства. Но с этой точкой зрения согласились не все.
«У нас до сих пор сохраняется скептицизм относительно ОРВ. Я бы даже предложил ограничить количество нормативных актов, которые выносятся на экспертизу, – отметил Александр Макаров. – Это касается тех документов, которые принимаются для соответствия с федеральным законодательством. Даже если бизнес что-то не устраивает в них, областное правительство все равно не сможет внести никаких изменений. Также нужно поработать над тем, чтобы предприниматели без труда могли найти те акты, которые их интересуют. Если ОРВ будет слишком много, мы просто захлебнемся в этих процедурах, и будем бесконечно обсуждать только самих себя».
За упрощение системы также выступили представители малого бизнеса: «Нам бы очень хотелось участвовать в обсуждении законов. Но всегда встает вопрос – потратить свое время на развитие бизнеса или на изучение каких-то законов, которые еще могут быть не приняты».
Итогом конференции стало обещание минэкономики учесть все озвученные сегодня пожелания предпринимателей и разработать более подробный алгоритм ОРВ.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
Екатеринбург. Другие новости 06.11.15
В реку Пышму в районе Заречного сливают фекалии – очистные сооружения брошены (ВИДЕО). / Пенсионерка Ледовская до убийства искала защиту от Кинева в полиции и у обычных людей (ФОТО). / Екатеринбургский Парк Маяковского возглавил депутат, воевавший в ЛНР. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»