AMP18+

Екатеринбург

/

Как отличить «черный» полис ОСАГО от настоящего (ВИДЕО) Продолжение расследования NDNews.ru

История с процветанием в Екатеринбурге подпольного бизнеса по продаже полисов ОСАГО в несколько раз дешевле, чем в офисах страховых компаний, получила развитие. Пустые бланки «автогражданки», реализуемые уличными торговцами и взятые NDNews.ru на изучение, оказались поддельными, что подтвердили эксперты. По каким признакам специалисты сделали такой вывод и как не стать жертвой мошенников – в продолжении расследования нашего агентства.

Увеличение спроса на «черные» полисы

Как ранее сообщал NDNews.ru, рост полукриминального рынка ОСАГО объясняет ряд факторов: существенное повышение стоимости «автогражданки» на фоне падения доходов в условиях кризиса, сокращение продаж новых автомобилей, желание владельцев машин сэкономить на чем только можно. Платить вместо 4-6 тысяч рублей в прошлом году 10 тысяч рублей в этом – роскошь. Этим и пользуются «подпольные» торговцы, которые дают возможность обойти систему тем, кто не хочет переплачивать страховщикам. «Черный» полис с рук продают за 1500 рублей.

Заказать страховку через Интернет – дело пары минут, ее даже доставят по нужному адресу. Приобретаемый документ проходит по базе РСА (Российского союза автостраховщиков) и внешне имеет все признаки подлинности. Единственный минус, о котором курьеры предупреждают заранее, – их полисы не подходят для страховых выплат в случае ДТП и помогут в лучшем случае избежать штрафа инспектора ДПС, а если повезет – поставить машину на учет. В рамках журналистского расследования наше агентство рассказывало, где и как продают пустые бланки ОСАГО. Далее мы решили выяснить его подлинность.

Разница поддельного и настоящего бланка

Взятый на изучение NDNews.ru пустой бланк полиса ОСАГО был передан в страховую компанию, чей штамп стоял на документе. Нас интересовал вердикт специалистов о его подлинности. Как и предполагалось, полис оказался поддельным. Директор филиала СК Александр Тен пояснил, что для определения фальшивки не понадобилось даже проведения углубленной экспертизы. По его словам, все признаки «черного» полиса налицо. В частности, по сравнению с настоящим бланком, переданный на исследование документ отличался цветовой гаммой. Зеленовато-голубая краска и микросетка на его лицевой стороне были менее насыщенными. Серия и номер полиса были хоть и рельефными, но напечатаны небрежно. На настоящем полисе весь текстовый объем выполнен четко, шрифт везде аккуратен. То же самое касается металлизированной полосы на обратной стороне документа. Наконец, при проверке на просвет должны быть четко различимые водяные знаки с эмблемой РСА, и в этом случае при сравнении количество таких отметок разнилось. «Ну и самое явное отличие – это качество самой бумаги. Настоящий полис печатается на более твердой бумаге, а в случае полиса с улицы она тоньше. И, конечно же, нельзя не отметить, что есть несоответствие названия нашей страховой компании в штампе», – заключил собеседник агентства.

Попытки обнаружить настоящий полис

Впрочем, стоит отметить, что все вышеперечисленные отличия можно сразу выявить только в том случае, если одновременно сравнивать настоящий и «черный» бланк. Обычному автолюбителю сделать это крайне проблематично. В этом убедилась съемочная группа NDNews.ru, проведя опрос на улицах Екатеринбурга. Мы решили устроить небольшой эксперимент – предъявить на обозрение водителям фальшивый и подлинный полисы ОСАГО, интересуясь, смогут ли респонденты различить их.

В большинстве случаев участники опроса затруднились с ответом. И это немудрено – с виду оба бланка одинаковы. Даже на уточняющие вопросы – о цвете, защитной полосе и водяных знаках автомобилисты не смогли со 100-процентной уверенностью указать на фальшивый бланк. Кто-то даже не знал о защитных элементах документа. Некоторые респонденты вовсе приняли настоящий полис за подделку. Один из них пояснил свое решение только тем, что ему не знакома указанная в штампе страховая компания. Более подробно ход опроса и экспертное мнение можно посмотреть на ВИДЕО.

Вместо заключения

Ранее в разговоре с NDNews.ru один из «посредников», торгующих полисами, пояснял, что пустые бланки на продажу берутся прямо с завода. Такую страховку фиктивно утилизируют из-за брака, она становится «левой», и под этим же номером печатают еще одну – уже нормальную. В других случаях на рынок вбрасываются подлинники разорившихся страховых компаний. Наконец, есть брокеры, кто просто делает страховки-дубликаты. Такой вариант подпольного бизнеса – самый распространенный. По всей видимости, взятый нашим агентством на изучение полис как раз из числа «двойников», напечатанных кустарным способом. Копия бланка попросту была снята с реально существующего документа (поэтому и имеются данные о номере и серии в базе РСА).

Остается открытым вопрос – могут ли на дороге сотрудники ГИБДД выявить поддельную страховку. В свердловской Госавтоинспекции утверждают, что инспекторы «натасканы» на фальшивки, в случае возникновения подозрений они «пробивают» полисы по базе данных. Но практика показывает, что такие проверки проводятся редко – гаишники чаще всего визуально осматривают документы. И, если, например, водителя останавливают в темное время суток, можно предположить, что претензий к поддельному полису может не возникнуть.

Таки или иначе, напомним, что приобретая «липовый» документ водители совершают противозаконную сделку, которая при дурном стечении обстоятельств может подвести под «уголовку». Санкция статьи 327 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков») предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Одновременно автомобилисту грозит лишение водительских прав.

Екатеринбург, Игнат Бакин, Антон Гуськов, Александр Саливанчук

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт,