российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 24 ноября 2024, 21:16 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Дед Мороз – гость из мира мертвых (ФОТО) Обзор любопытных фактов о новогоднем волшебнике в день его рождения

В России сегодня официально празднуется день рождения Деда мороза. Эта дата приурочена к наступлению зимы на родине новогоднего персонажа – в Великом Устюге, и была выбрана российскими детьми еще в 2005 году. Но сам образ могущественного волшебника с бородой и посохом старше как минимум на две тысячи лет. Первобытный Дед мороз вовсе не был добродушным, он олицетворял собой лютый холод, ночь и связь с загробным миром. О глубинных истоках происхождения образов новогоднего старца и его юной помощницы Снегурочки рассказали NDNews.ru научные сотрудники Уральского федерального университета. О чем на самом деле сказка «Морозко», почему Снегурочка есть только в России, что означает хоровод вокруг наряженной елки и как выглядят иностранные коллеги российского волшебника – в большом обзоре NDNews.ru в день рождения всеми любимого персонажа.

Недобрый дедушка Мороз и жертвоприношения

Говорить с уверенностью о мифологическом прообразе Деда Мороза достаточно сложно, поскольку прямых упоминаний о нем в славянской мифологии нет. Но есть различные версии появления фигуры Деда Мороза. Одна из них – существование зимнего духа, носившего такие имена как Морок, Трескун или Морозко. В преданиях кельтов описано аналогичное зимнее божество, злое и жестокое. Звали его Великим Старцем Севера, и он был причиной смертей и бедствий. В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым мешком, но в отличие от своего современного аналога, не раздавал подарки, а собирал кровавые жертвоприношения, которые не получил за текущий год.

О связи со смертью говорит и одно из имен этого духа – Морок. Еще до появления христианства на Руси люди верили, что духи умерших охраняют свой род и заботятся о хорошем урожае. Чтобы отблагодарить и задобрить духов, их одаривали подарками. До нас этот древний обряд дошел в виде колядок. В канун празднества деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, где получала угощение от хозяев. Ряженые представляли духов умерших, и таким образом открывалась связь с потусторонним миром. Среди веселой компании колядующих всегда был кто-то, одетый страшнее всех. Он представлял самого старого и самого грозного духа, ему запрещалось говорить, и звали его просто Дедом. Был и другой обычай в русских деревнях. Накануне Рождества старший в доме выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!». Овсяный кисель – это специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальным обрядом.

Сказка «Морозко» – о путешествии в мир мертвых

Отголоски старых преданий о суровом нраве владыки холода дошли до наших дней благодаря русским народным пословицам и сказкам, которые транслировались из поколения в поколения. Самым ярким примером является всеми любимая сказка «Морозко», написанная в XIX веке. По тексту сказки, с одной стороны, Морозко одаривает падчерицу золотом за хорошее поведение, а с другой – насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.

«В сказке зашифрован древний ритуал о путешествии в мир мертвых. Загробный мир воспринимался как источник благоденствия для живых, и поэтому мачеха отправляет туда свою дочь. Но чтобы пройти испытания в загробном мире, нужно иметь добродетельные качества героя. И поэтому падчерица возвращается с дарами, а дочь мачехи погибает в мире мертвых. Конечно, сказка имеет и социальную основу, она учит, как надо отвечать старшим, не грубить, не лениться и так далее. Но текстуально сказка также связана и с девичьей инициацией. К примеру, в некоторых регионах России существовал обычай, где молодых девушек обкидывали снегом. Так что «Морозко» – это еще и рассказ о девической судьбе», – рассказала NDNews.ru доцент кафедры фольклора и древней литературы УрФУ Наталья Граматчикова.

Филологи считают, что образ Мороза изначально был связан с женскими персонажами. Например, в сказках об Иване Царевиче или Бабе Яге ни разу не встречается упоминание о зимнем владыке.

Снегурочка – ожившая снежная баба и «заложный» покойник

С образом Снегурочки тоже не все так просто. Доцент кафедры музееведения и прикладной культурологи УрФУ Виктория Попова рассказала NDNews.ru несколько вариантов появления загадочной спутницы Деда Мороза, которая существует только в России.

По одной из версий, которую, в частности, упоминает фольклорист Александр Афанасьев, образ Снегурочки связан с происхождением облачных духов из тающих весною льдов и снега. Снегурочка здесь выступает как сезонный персонаж, находящийся на стыке зимы и весны, и отвечающий за смену времен года. Другая версия связывает образ Снегурочки с образом Костромы и славянским обрядом похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, топят в реке, или сжигают на костре. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы.

То есть, Снегурка – это ожившая снежная баба, она была одним из символов зимы (в переносном смысле – смерти), и была связана с загробным миром. Кострома тоже имеет два значения: аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая, и так называемый «заложный» покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. Неслучайно поэтому Снегурочка в более поздних текстах сохранила связь с костром и гибелью на костре (по сути, как и Кострома, она погибает в огне ради смены времен года).

«Образ Снегурочки, действительно, существует в таком виде только в России. Во всех остальных странах «деды морозы», как бы они ни назывались, действуют в одиночку. Видимо, родственные связи Снегурочки с Дедом Морозом ей стали приписываться позднее, когда сформировался художественный образ зимних персонажей сказок», – отметила Виктория Попова.

Новогодний хоровод – это замаскированное богослужение

Между тем, Дед Мороз и елка довольно долго никак не были связаны с Новым Годом. Только во второй половине XIX века отмечаются первые попытки создать образ некоего «рождественского деда», который дарил бы детям подарки подобно Святому Николаю, прообразу Санта-Клауса в англоязычных странах. Распространение рождественских открыток, которые на первых порах были только иностранного производства, привели к быстрому усвоению мифа о новом дарителе, но имя Санта-Клауса у русских не прижилось.

Привычный нам образ Деда Мороза стал складываться только к началу ХХ века. Правда, после революции 1917 года Дед Мороз и Снегурочка стали «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подверглись гонениям со стороны советской власти. Решительное их изгнание произошло в канун 1929 года. Рождество было объявлено официальным рабочим днем, а специальные патрульные ходили по дворам и заглядывали в окна – не вздумал ли кто отмечать буржуйский праздник. Но уже в 30-х годах Дед Мороз получил политическую реабилитацию. Первая официальная новогодняя елка в СССР прошла 31 декабря 1935 года, а в январе 1937 года детей на новогоднем празднике уже приветствовали Дед Мороз и Снегурочка. Большой вклад в современный образ доброго волшебника с бородой внесли советский кинематограф и мультипликаторы.

У исследователей есть еще одна интересная версия происхождения современных новогодних традиций, без которых не обходится ни одна детская елка. «Хоровод возле елки – это советская трансформация религиозного обряда богослужения. Ведь как это выглядит – дети водят хоровод и кричат «Елочка, гори!», а Дед Мороз внимательно смотрит, кто не кричит. То есть подразумевается коллективное участие в этом ритуале. Блестящая одежда, мишура – это тоже отсылка к парчовым одеждам священнослужителей», – рассказала NDNews.ru доцент Наталья Граматчикова.

Топ самых необычных коллег Деда Мороза

Тысячелетний образ Деда Мороза прослеживается и в других культурах. Аналоги новогодних дарителей есть во всех странах мира, за исключением разве что ряда африканских. NDNews.ru составил небольшой топ самых необычных коллег российского волшебника, среди которых – люди разных национальностей, вероисповеданий и даже пола. Объединяет их одно – именно они приносят детям подарки на Новый год или Рождество.

Так, например, в Голландии и Фландрии роль Деда Мороза исполняет Черный Пит. Это помощник Святого Николая, доставляющий через трубу подарки хорошим детям в День Святого Николая. Причем если Дед Мороз у нас доставляет подарки один, то Черных Питов в Голландии, по легенде, несколько. Кроме доставки подарков, Черный Пит способен выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вел – именно он носит с собой список послушных и непослушных детей.

Дед Мороз-женщина есть в Италии. Подарки детям здесь разносит фея Бефана – старуха с крючковатым носом, в шляпе и на метле. Ученые настаивают, что Бефана происходит от языческой римской богини Strenia, а народная легенда гласит о некой старухе из Вифлеема, которая отказалась провожать волхвов до маленького Иисуса. Позже женщина осознала свою ошибку и с тех пор фея облетает всех малышей в надежде отыскать младенца Христа и подарить ему свой подарок.

Испании есть и Санта Клаус, и официальный Дед Мороз – Папа Ноэль, но интереснее всего персонаж – в автономной Стране Басков. Здесь подарки детям приносит Олентцеро – старик в бедной национальной домотканой одежде, черном берете и лаптях. Олентцеро всегда с трубкой во рту и бутылкой хорошего испанского вина в руках. Хорошим детям он дарит подарки, а провинившимся – кусочек уголька.

На Острове Свободы как такового Деда Мороза нет, зато есть сразу три короля, которые на Новый год дарят подарки – Гаспар, Мельхиор и Бальтасар. Эти три добрых волшебника, которые исполняют желания загаданные на Новый год, на самом деле являются волхвами. Именно они увидели Вифлеемскую звезду и, следуя за ней, пришли в Иерусалим, а затем и в Вифлеем, где поклонились Марии с младенцем и принесли дары. На Кубе этих волшебников называют королями, а сам Новый год, таким образом, – Днем королей.

В странах Азии принято отмечать Новый год по лунному календарю, праздник здесь и знаменует собой приход весны. Но без коллег-Морозов тоже не обходится. Например, в Китае дедушку зовут Шэнь Дань Лаожэнь. В новогоднюю ночь он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет лайси – конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо. Считается, что он также отпугивает злых духов.

В Японии сегодня волшебников сразу два. В роли Деда Мороза долгие века здесь выступала основная фигура новогоднего праздника – бог Хотей ошо, особенность которого в том, что он имеет огромные уши и глаза на затылке. Но с недавнего времени появилось два других рождественско-новогодних персонажа: Сегацу-сан и Одзи-сан. Сегацу-сана называют «Господин Новый год» или «господин Январь». А вот его «младший» брат Одзи-сан представляет собой «кальку» американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, привозит подарки по морю, развозит их на оленях и раздаривает всем детям.

Добавим, что разные Дед Морозы есть даже внутри России. В Карелии Деда зовут Паккайне, в Башкирии и в Татарстане – Кыш Бабай; в Бурятии – Саган Убугун; в Марий Эл – Йушто Кугыза и Лумудыр; в Чувашии – Хeл Мучи. в Якутии – Чисхан или Эхээ Дыыл и Хаарчаана; в Ямало-Ненецком автономном округе (Россия, Сибирь) – Ямал Ири.

Екатеринбург, Валентина Ярославцева, Ольга Тарасова

Екатеринбург. Другие новости 18.11.15

Готовьтесь к пробкам: улицы Попова и Репина станут односторонками. / Провалы инвестполитики: почему «опорный край державы» отстает от Калужской области. / Свердловские депутаты осудили рост расходов на СМИ: «Гайзер тоже пиаром увлекался!» (СКАН). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках