Знакомьтесь, Алексей Борисов – новый распорядитель дорожных миллиардов на Урале и друг Ротенбергов
Два дня назад сотрудникам ФКУ «Уралуправтодор» был представлен новый руководитель, пока с неизбежной приставкой и.о. Именно под его управлением сотрудники неприметного здания на улице Куйбышева будут распределять десятки миллиардов рублей на содержание дорог Урала. Мы изучили биографию новоявленного руководителя и представляем вашему вниманию те факты, которые Алексей Вилорикович вряд ли хотел бы предавать широкой огласке. Подробности – в расследовании NDNews.ru.
Еще в 2009 году Алексей Борисов работал на посту заместителя ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России» (ФГУ ДСД «Центр»). Пожалуй, именно кризисные годы можно назвать своего рода трамплином для бизнеса окружения крупного чиновника. Упомянутая организация ответственна за федеральные трассы – их состояние и ремонт. Наиболее крупная из них трасса М-4 «Дон».
В июле 2009-го проходит несколько аукционов, связанных с содержанием трассы. Наиболее внушительны и примечательны два из них. В первом случае победителем аукциона стало ООО «Дорога» (117463, г. Москва, ул. Карамзина, 5, гендиректор – Сафонов Александр Анатольевич), которому был отдан заказ стоимостью 2,747 млрд рублей. Во втором случае – ОАО «Донаэродорстрой» (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 176/46, гендиректор – Горобовский Виктор Васильевич), получившей три контракта в трех конкурсах суммарной стоимостью 14,885 млрд рублей.
Соучредителями обеих корпораций на тот момент числились родные дорожного функционера. В соучредители «Дороги», согласно данным ЕГРЮЛ, входил Вилорик Васильевич Борисов – отец чиновника.
Не менее интересна корпорация «Донаэрострой», купившая в 2009 году достаточно мощный актив – ОАО «Дорстрой» (ОГРН 1026102107008, ИНН 6147002495, адрес: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Халтурина, 20, гендиректор – Тихомиров Владимир Александрович). Членами совета директоров ОАО «Дорстрой» являются в числе прочих сам Тихомиров В. А., а также: Борисова Е. А. (жена Борисова А. В.), Бойко С. А. (брат жены Борисова А. В.). Таким образом, аффилированность заказчика с подрядчиком видна невооруженным взглядом.
Издание «Московские факты» оценивало только июльский пакет 2009 года госзаказа «семьи» в 18 миллиардов рублей.
Спустя некоторое время на указанных дорогах появляются более крупные игроки – братья Аркадий и Борис Ротенберги. В 2011-м году УФАС одобрило компании «Мостотрест», принадлежащей братьям, покупку 75% акций «Дорстроя». В свое время это воспринималось как своего рода дар семье Борисова за лоббирование получения структурами Ротенбергов заказов на работы на федеральных трассах. За 2011-2013 годы портфель заказов их нового приобретения – «Дорстроя» составил около пяти миллиардов рублей. Кроме того, на дорогах центральной части России появилась компания «Трансстроймеханизация», подконтрольная Ротенбергам. Только на строительстве обходного участка М-4 около Воронежа корпорация получила 19,226 миллионов рублей.
Аттестуют Алексея Борисова в среде дорожников по-разному: кто-то напрямую называет его лоббистом Ротенбергов, другие склонны видеть в нем самостоятельную фигуру, умеющую создавать тактические союзы с группами влияния в зависимости от выгоды.
Так или иначе, смена Игоря Зубарева на Алексея Борисова однозначно говорит о мощном ослаблении тюменской группы – вне зависимости от того, принадлежит ли Борисов к клану Ротенбергов или является самостоятельным игроком.
В любом случае выяснится это быстро – сезон дорожных работ наступит уже вот-вот. И цифры будут явно внушительны – только за последний год ФКУ «Уралуправтодор» потратил около 8 миллиардов рублей.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2016, РИА «Новый День»