От расстрела царской семьи к музею Революции: история «кровавого» дома Ипатьева (ФОТО, ВИДЕО, архивное АУДИО) Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XXIV
NDNews.ru в рамках спецпроекта «Архивные дела» подготовил очередной материал, посвященный легендарному дому Ипатьева – последнему пристанищу Романовых, который успел побывать вдобавок армейским штабом, общежитием и Антирелигиозным музеем.
Как передает корреспондент NDNews.ru, построенный в конце 1870-х годов на западном склоне Вознесенской горки дом представлял собой каменный двухэтажный особняк с небольшим садом. Архитектура здания учитывала рельеф горки: восточный фасад был одноэтажный, западный имел два этажа, вдобавок – подвал и веранда. В доме были водопровод и канализация, электричество и телефонная связь.
В 1908 году его владельцем стал инженер-строитель Николай Ипатьев, купивший здание у прежнего хозяина (золотопромышленника Шаравьева) за 6 тысяч рублей. Семья Ипатьева жила в помещениях верхнего этажа, а на нижнем располагалась его контора подрядных работ.
Весной 1918 года дом у Ипатьева реквизировали по указанию Уралсовета для размещения семьи Николая II, привезенной по решению Президиума ВЦИК в Екатеринбург из Тобольска. Романовы были помещены в дом 30 апреля и провели в нем 78 дней, после чего их хладнокровно казнили. На этом моменте – самом значимом в истории дома – остановимся подробнее. Вашему вниманию архивные фото и аудиозапись рассказа одного из участников казни о том, как выбирали способ убийства царской семьи и как это происходило.
Подготовка и убийство царской семьи
Считается, что выбор дома был обусловлен тем, что Николай Ипатьев был хорошо знаком членам Уральского совета как видный представитель кадетской партии, входивший в состав комитета общественной безопасности. При этом Ипатьев в начале лета 18-го, как рассказывают краеведы, находился в отъезде. Его вещи заперли в кладовой рядом с подвалом, в котором позднее была расстреляна царская семья.
На чердаках соседних зданий поставили пулеметы. Вокруг ипатьевского дома возвели высокий двойной забор, по периметру разместились несколько постов охраны – их в первую очередь и увидели члены царской семьи.
Что касается внутренних помещений дома, то они были украшены чугунным литьем, лепниной, потолки – художественной росписью.
Большевистское руководство намеревалось устроить открытый суд над бывшим императором. Но якобы имелись сведения о существовании «белогвардейских заговоров» для похищения царя. А восстание белочехов и наступление белогвардейских войск на Екатеринбург ускорили принятие решения о расстреле опального царя.
Организовать расстрел всех членов царской семьи, сопровождавшего его доктора и слуг, было поручено коменданту «дома особого назначения» (так тогда именовали дом Ипатьева) Якову Юровскому. В ночь на 17 июля 1918 года Николая II, его супругу Александру Федоровну, детей – царевича Алексея, княгинь Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, а также лейб‑медика Евгения Боткина, камердинера Алексея Труппа, комнатную девушку Анну Демидову и повара Ивана Харитонова сопроводили в подвал. Юровский ввел в комнату расстрельную команду и зачитал смертный приговор. После чего палачи открыли огонь. Всего в расстреле участвовало 8 человек. И, как следует из протоколов следствия, многие после прекращения пальбы оставались живы. Их добивали из пистолетов – подробнее об этом в нашем видео рассказывает один из участников казни, Григорий Никулин. Затем тела убитых вывезли за город и сожгли, предварительно полив серной кислотой, чтобы довести останки до неузнаваемости.
Последние слова Ипатьева
В 1927 году Ипатьев дал интервью чешской газете «Венков» (последнее из известных). «Когда Царь и Царица были переведены в мой дом на Вознесенской площади, Царица на раме окна одной из комнат написала, в память своего приезда, дату: «17/30 апр. 1918». Мой дом, как его называли – Ипатьевский – был построен в 70-х годах прошлого столетия. И за все это время ни один мертвый не был из него вынесен. Никто в нем не умирал!.. – отметил тогда он. – <…> Какая суровая ирония судьбы… Через 50 лет в нем сразу было убито 11 человек!».
На вопрос сотрудника газеты, убежден ли инженер Ипатьев в том, что вся царская семья погибла, не думает ли он, что кто-то мог спастись, ответ был категоричным: «Убежден, вся Царская Семья и ее свита были убиты в моем доме. Не может быть и речи о том, чтобы кто-либо спасся!».
В 1938 году в некрологе памяти Ипатьева говорилось: «20 апреля умер в Праге и похоронен в крипте Успенского храма на Ольшанском кладбище Николай Николаевич Ипатьев, в доме которого большевики убили Императора и всю Царскую Семью». Таким образом, его имя осталось навсегда, пусть даже совершенно случайно, связано с екатеринбургской трагедией.
Антирелигиозный музей
После расстрела дом из-за отступления советской власти ненадолго вернулся в собственность Ипатьева, который уже окончательно решил эмигрировать. Он продал его представителям Белой армии, домом стали распоряжаться военные (в том числе в нем жил Гайда – генерал Сибирской армии). Они начали расследование убийства царской семьи и сохранили дом, намереваясь впоследствии продать его чехам. Но летом 1919 года Екатеринбургом снова овладела Красная армия, которая устроила в доме Ипатьева свой штаб. После окончания Гражданской войны, начиная с 1922 года, здесь было общежитие студентов университета и квартиры советских служащих.
В 1923 году здание отдали под основной фонд областного партийного архива, здесь же устроили филиал Музея Революции и Антирелигиозный музей. Основным экспонатом была расстрельная комната в полуподвале, интерьер которой восстановили по фотографиям «белого» следствия и воспоминаниям участников событий (подлинную мебель разобрали и увезли с собой отступающие белые войска).
Туда водили экскурсии пионеров, делегаций иностранных коммунистов.
Группы посетителей фотографировались на фоне стены, где свою смерть встретили члены царской семьи.
В ГАСО сохранилась полная опись экспонатов и документов, которые хранились в музее. Судя по всему, коллекция музея была внушительной. Здесь было много материалов о происхождении человека, рассказы о небесных телах и том, как возникла жизнь. Посетителям показывали кости мамонта и части тел других животных (например, горилл), а также человеческие черепа (в основном из гипса).
Экспозиция была поделена на несколько отделов, среди которых – «соцстроительство и борьба против религии». Собственно, идея музейщиков была проста – противопоставить «великий коммунизм» каким-либо вероисповеданиям. Поэтому гостям дома Ипатьева предлагали изучить «Письма с неба», именуемые мошенническими «подделками попов и кулаков», документы, подтверждающие богатую жизнь священников и поборы с их стороны. Помимо этого, тут были рисунки и литографии на тему церковников, которые «отравляют ядом религии счастливую советскую молодежь». Также в музее были представлены материалы о Павлике Морозове и других «героях» того времени.
Наконец, среди экспонатов была конституция СССР и многочисленные фотографии и тексты Ленина, программы большевистской партии и прочее. Отдельно – снимки и картины, восхваляющие рабочий класс, графики динамики народного дохода СССР и пр.
После 1932 года, когда в Кремле было принято решение предать случившееся забвению, площадь у Вознесенской горки переименовали в «Уральских комсомольцев» и напротив дома Ипатьева поставили памятник строителям советской индустрии.
Во время Великой Отечественной войны в доме хранились экспонаты коллекции Эрмитажа, эвакуированные из Ленинграда. Здесь же находились предметы, имеющие отношение к войне, в том числе образцы трофейного оружия иностранного производства. Весьма натуралистично выглядел муляж трупа солдата, застрявшего в колючей проволоке.
С 1946 по 1971 года здание занимали различные советские конторы: областной партийный архив, областное управление культуры, управление «Союзпечать». В 1974 году дому был присвоен статус историко-революционного памятника всероссийского значения. Но уже в 1975-ом Политбюро решило снести дом, что было выполнено первым секретарем Свердловского обкома КПСС Ельциным в сентябре 1977 года.
Дом перед сносом и Ельцин о сносе дома
Снос дома Ипатьева принято связывать с ростом числа паломников к нему. Даже в день гибели Романовых люди, приближаясь к зданию и крестясь, ставили свечки. Эти действия описывались как «болезненный интерес» и квалифицировались как «антисоветские демонстрации». Позже такие случаи фиксировались не раз. В свою очередь председатель КГБ Юрий Андропов был обеспокоен вниманием к дому иностранцев, посещающих Свердловск. Приближался еще и 1978 год, год 110-летия со дня рождения Николая II и 60-летия со дня его расстрела. Эти годовщины должны были привлечь внимание зарубежных СМИ. Поэтому он обратился к Политбюро с предложением снести здание.
В июле 1977 года в доме работала спецкомиссия, выяснявшая, нет ли в нем подземелий и тайников. Наконец, 3 августа 1977 года Совет министров РСФСР принял решение № 1221-р об исключении особняка из списка исторических памятников государственного значения. Вскоре после этого из дома были переведены занимавшие его конторы, освободившиеся помещения были сфотографированы и обмеряны. Вокруг дома вновь поставили забор.
Снос дома начался 22 сентября 1977 года и продолжался два дня (а не одну ночь, как считают некоторые). Но самое главное – официально он был обставлен не как борьба с паломничеством, а как этап развития инфраструктуры города, о чем не раз позже подмечал первый президент РФ.
В своей книге «Президентский марафон» (2000), Ельцин прокомментировал снос дома так: «…в середине 70-х, я воспринял это решение спокойно. Просто как хозяин города. Помешать этому я не мог – решение высшего органа страны. Снос дома был обставлен как необходимость реконструкции всего квартала – поэтому по планам «реконструкции» подлежали сносу все дома, расположенные на целом квартале. «Реконструкторов» не остановило то, что расположенные на квартале дома представляли собой архитектурно-историческую ценность. Кроме того, при сносе только одного дома Ипатьева место его точного расположения было бы в дальнейшем очень легко точно определить. При сносе же всего квартала определить точное расположение каждого конкретного дома становилось делом затруднительным. 21 сентября 1977 принято решение Городского исполкома Совета народных депутатов за № 351 о сносе всего квартала, «учитывая неотложную потребность в реконструкции ул. Я. Свердлова и К. Либкнехта…». В результате той работы с лица Екатеринбурга исчезло почти все архитектурное окружение дома Ипатьева (усадьбы Попова, Веселова, Шапошникова, Соломирского).
Примечательный момент – перед сносом дом обследовала не только специальная комиссия, но и многие любопытствующие. По словам историков, они сняли исторически ценные детали интерьера (ручки дверей, детали печей, лепнину стен). Вскрыв пол в комнате, где в 1918 году жили великие княжны Романовы, там обнаружили завернутый в газету золотой браслет с драгоценными камнями и вензелем «Т». Помимо этого, из дома вынесли другие артефакты – ложки, кружки, картины, мебель и оконные решетки.
Вместо заключения
По решению горсовета Екатеринбурга от 20 сентября 1990 года место, на котором находился дом Ипатьева, было отдано под постройку Храма-на-Крови в память о невинно убиенных. 16 июля 2003 года храм был торжественно открыт. Правда, не на самом месте дома, а дальше по склону. На месте дома сейчас проходит дорога. К слову, память о царской трагедии была запечатлена также на «росселевской» купюре номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.
В 2000 году Русская церковь причислила Николая II и членов его семьи к лику святых, их останки были захоронены в усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Осенью 2015 года следователи возобновили расследование дела о гибели членов дома Романовых.
На днях стало известно, что следственная группа СКР, занимающаяся расследованием уголовного дела, прибыла в Екатеринбург, чтобы изучить обстоятельства обнаружения в 2007 году останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Группу возглавляет следователь ГУ по расследованию особо важных дел СК РФ Марина Молодцова. Ее работу курирует замглавы СКР Игорь Краснов. На неделе на Коптяковской дороге, где 9 лет назад обнаружили останки Романовых, побывал лично начальник свердловского управления СКР Валерий Задорин. По имеющейся информации, следователи в рамках дела намерены не только осмотреть Коптяковскую дорогу, но и провести тщательный опрос руководителей и участников раскопок 2007 года.
P.S. В основе публикации – книга-альбом Виталия Шитова «Дом Ипатьева. Летописная хроника: 1877-1977». Отдельную благодарность выражаем главному архивисту отдела публикаций Государственного архива Свердловской области (ГАСО) Олегу Сарафанову. Использованы фотографии ГАСО (Ф-1, ОП. 41., Д. 1055-1056, Залы музея Революции, 1927 г.; Р.2817, ОП. 2, Д. 365-378, Снос дома Ипатьева; Ф-1, ОП. 46., Д. 2712, Вид на дом Ипатьева). В ВИДЕО звучит голос Григория Никулина – одного из участников расстрела царской семьи (архивы ВГТРК, 1964 г., Московский радиокомитет). Также использована информация из «Википедии».
Ссылки по теме:
Дешевле свиньи, но дороже лошади – почем продавали уральцев до отмены крепостного права (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XXIII >>>
Историческое событие! На Урале нашли захоронение легендарного советского военачальника Пугачева (ФОТО)/Рядом с ним закопаны сотни людей – русских и иностранцев. Интервью с руководителем поисков >>>
Книги, одежда и запчасти на рынках и в подворотнях Свердловска: спекулянты эпохи социализма в фотографиях и цифрах/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XXI >>>
По 25 лет для офицеров СС, адъютанта Гитлера и обычных солдат – как судили на Урале пленных немцев (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XX >>>
15 лет лагерей в Тавде – за что арестовали писателя, создавшего роман о президенте Тайваня и его жене с Уралмаша (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIX >>>
«Крысы»: история расцвета и заката «бешеной банды» братьев Коротковых (уникальные ФОТО, ВИДЕО 18+)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVIII >>>
Грамматические ошибки и «шпионаж»: за что репрессировали журналистов на Урале (ФОТО)/
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVII >>>
Таинственное исчезновение старцев и массовый заплыв уголовников в Исети – самые дерзкие и загадочные побеги из первых тюрем Екатеринбурга (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVI >>>
Разгром штаб-квартиры тайного сообщества большевиков во главе со Свердловым и тюремные фото Метенкова (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XV >>>
«Занимались шпионажем в пользу Японии» – как в Свердловске расстреляли балерину и директора театра музкомедии (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIV >>>
«Запертые в доме Севастьянова» или громкое дело гимназиста-убийцы (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIII >>>
Первое заказное убийство на Урале – иностранному инженеру Осипу Меджеру проломили голову из-за 2 пудов золота/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XII >>>
«Чекисты выбрасывались из окон НКВД после пыток», – письмо силовиков из свердловской тюрьмы Сталину (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XI >>>
«Расстрельные списки» Уральского повстанческого штаба/Как чекисты фабриковали дела – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ X (ФОТО) >>>
Вездеход «Жук», падение на параде и любимый русский вальс – приключения маршала Жукова на Урале/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IX >>>
Как разоблачали на Урале сбитого американского летчика-шпиона (ФОТО, ВИДЕО)/Воспоминания сотрудников КГБ, – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VIII >>>
Неизвестный уральский автограф Максима Горького (ДОКУМЕНТ)/Спецпроект «Архивные дела» ко дню рождения писателя, ЧАСТЬ VII >>>
«Дела сегодняшних дней напоминают мне 37-й год», – интервью с подполковником ФСБ в отставке Владимиром Киеней (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VI >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ V: дело Светы «Солнышко» (ФОТО)/Расследование убийства и изнасилования девочки, повергшие в шок уральцев >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IV: «рисованная» статистика, «гламурные» следователи и освистанный Сорбонной Бастрыкин >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ III: самый молодой маньяк в истории СССР, пойманный на Уралмаше (ФОТО) >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ II: милиционеру, представленному к ордену посмертно, вручили награду лично (ФОТО) >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ I: зверское убийство еврейской семьи (ФОТО)/«Милицейский Гагарин», загадочные сокровища иудеев и лжечекисты >>>
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2016, РИА «Новый День»