Уральцы высмеяли затею с камерами, замеряющими среднюю скорость (ФОТО, ВИДЕО) На Кольцовском тракте они пока работают вне закона
В Екатеринбурге сегодня должны заработать новые камеры фиксации нарушений ПДД, которые измеряют среднюю скорость автомобиля. Проект, реализованный областными чиновниками совместно с ГИБДД, вызвал по большей части негативную реакцию у водителей. Некоторые автомобилисты всерьез озадачились поиском способов обмана новых приборов, которые не видят обычные радар-детекторы.
Новые камеры есть, старые знаки – остались
Как передает корреспондент NDNews.ru, на днях министерство транспорта Свердловской области заявило об окончании тестирования камер проекта «Автодория», измеряющих среднюю скорость автомобиля на определенном отрезке, а не просто фиксирующих ее в одной точке. В регионе на данный момент смонтировано 16 таких приборов – 8 на автодороге Екатеринбург – Кольцово (с 3 по 10 км), столько же – на Южном подъезде к Нижнему Тагилу. Также ведется установка восьми камер на участках автодорог Екатеринбург – Серов (улица Расточная – ЕКАД), 20-23 км ЕКАД, Нижний Тагил – Нижняя Салда. К концу августа нарушения будут фиксировать уже 24 прибора «Автодории». При этом с камер на Кольцовском тракте первые постановления за нарушения ПДД планируют выписывать уже на этой неделе. В ГИБДД даже назвали точное число – 29 июля.
Однако если «письма счастья» и начнут сегодня посылать автомобилистам, они с уверенностью их могут оспорить в суде. Дело в том, что на Кольцовском тракте по-прежнему стоят временные дорожные знаки об ограничении скорости. При их наличии, в соответствии с законодательством, вести фото и видеофиксацию нарушений ПДД запрещено. Когда уберут знаки, в ГИБДД города нашему агентству пояснить сегодня не смогли.
Тем не менее, водители в свете сообщения минтранса стали уделять внимание новым камерам, сбрасывая скорость. «Скворечник» системы «Автодория» имеет характерный внешний вид – это металлическая коробка с темным стеклом внутри. Установлены приборы на столбах с левой стороны дороги (4 – в сторону Кольцово и столько же – в направлении Екатеринбурга). Радар-детекторы и антирадары их не видят – устройства сигнализируют лишь о старых камерах видеофиксации, которые продолжают работать на Кольцовском тракте.
Принцип работы системы «Автодория»
Комплексы «Автодория» – это сразу две камеры, расстояние между которыми может достигать нескольких километров. Они фиксируют номер автомобиля и точное время снимков в начале и конце участка трассы.
Первая камера делает снимок автомобиля, определяя номер и время проезда отметки, вторая камера повторяет действие первой. Информация от двух камер попадает в центральный компьютер, который с помощью ГЛОНАСС вычисляет время, за которое автомобиль проехал отрезок и определяет среднюю скорость. Если она выше разрешенной на данном участке магистрали, информация передается в единую базу, после чего водитель получает «письмо счастья».
Самым тонким моментом внедрения камер ГИБДД нового типа является вопрос законности. Ни в одном официальном документе РФ, касающемся правил дорожного движения, нет понятия средней скорости. Есть только понятие моментальной скорости. Тем не менее, как говорят в ГИБДД, штрафы уже несколько лет выписываются нарушителям в самых разных регионах РФ (среди них – Татарстан, Московская области) по обычным пунктам 12 статьи КоАП о превышении скорости.
Автодория
Мнения рядовых водителей
«Автодорию» начали устанавливать на Россельбане еще весной. Тогда в минтрансе пояснили, что эта дорога считается одной из самых аварийных в городе. Это утверждение рядовые водители первым делом подняли на смех. «Одной из самых аварийных....? не смешите мои тапки!! Просто это единственная дорога, где можно разогнаться и где ездит большой поток транспорта. Стриги бабки как хошь», – отметил, в частности, один из пользователей форума на Е1 под ником «Aleks_Shel». С ним согласны почти все горожане, среди них – пользователь «Баразяблик»: «Самая аварийная дорога, ну ну! Раз в сто лет лишь кто-нибудь улетает».
Общий тон высказываний относительно затеи с новыми камерами, конечно, негодующий, сопровождающийся саркастичными фразами. Вот лишь некоторые замечания уральцев (с форума Е1 и отдельных сообществ в Вконтакте, орфография и пунктуация сохранены – прим. ред): «Система «Автодория» – дочь Платона? Мкольких идпс она заменит?» (std96rus); «Прям руки трясутся от негодования! одни штрафы вокруг!!!!!!! штрафбат!какой-то, а не жизнь» (работница и крестьянка); «Да дождемся осени, камеры грязью закидает, никого не будут штрафовать» (ЕгорПалыч); «Да все знают уже про камеры… радары, телефон – всех обманем. Но вообще Россельбан трогать нельщзя – идите со своими камерами на Тюменский лучше тракт. Или на Пермь!! Нашлись умники» (светофор); «Обкладывают народ потихоньку: платоны, капремонты, налог на недвижимость с рыночной цены, штрафы на россельбане, паркоматы, повышение стоимости ЖКХ, акциз на бензин и т.д. Чинари что ли соревнуются кто сильнее народ нагнет?» (igormail); «Че все боятся: Топишь 140 перед второй камерой едешь 10 км в час. И все дела – средняя будет врайоне 50» (Старый Дед); «Ну вот, одна нормальная дорога, и по той теперь нельзя будет разогнаться...Надо не камеры развешивать, а отрихтовать до ума дорожное полотно. Знаки «неровная дорога» на главной трассе города – это диагноз!» (Ли Сицын); «я надеюсь увидеть фотки деминского аудюзи и куйвышевского эскорта («крымские_помидоры»).
Как перехитрить «Автодорию»?
Принцип действия обычной камеры ГИБДД предполагает взятие на прицел автомобиля лазерным или ультразвуковым сигналом. На машину оказывается физическое воздействие, которое может определить электроника антирадара или радар-детектора. Камеры же, высчитывающие среднюю скорость движения ТС, работают иначе: действие оказывает не камера на машину, а машина на камеру. «Автодория» не излучает никаких сигналов, а просто фотографирует автомобиль, получая от него световой сигнал. Вычислить ее обычным способом невозможно. По сути, новые камеры можно заменить двумя гаишниками с секундомерами у пары столбов, принцип получается тот же. Единственное отличие – программный комплекс сам делит расстояние на время проезда и получает среднюю скорость движения по контролируемому участку.
Естественно, главный вопрос, который сейчас тревожит уральских автомобилистов – как перехитрить «Автодорию»? Стопроцентных вариантов, к сожалению, нет. Впрочем, простейший и самый очевидный способ – это снизить скорость в зоне контроля, между двумя датчиками. Даже если водитель влетел под первый регистратор с серьезным превышением, то замедление позволит удержать среднюю скорость в заданных рамках.
Наряду с этим, камеры «Автодории» покрывают только три полосы. На том же Кольцовском тракте их четыре. И, поскольку угол зрения камеры ограничен, а сами регистраторы монтируют, на столбах вдоль левой стороны дороги, то на трехполосной магистрали максимальное смещение влево (или право – еще предстоит понять по «письмам счастья», какие именно полосы мониторит система – прим. ред.) дает некоторую вероятность неполного распознавания.
Кроме того, водителям может помочь спутниковая навигация. Можно поставить радар-детектор с функцией GPS, в них закачиваются актуальные базы данных, и приборы предупреждают как о приближении к первому регистратору, так и о выходе из зоны контроля. Навигатор в телефоне тоже об опасности предупреждает, причем бесплатно. К сожалению, официальных схем расположения камер «Автодории» в открытом доступе нет, приходится полагаться на «народные» базы данных.
Кто зарабатывает на штрафах «Автодории»
В отличие от привычных КРИСов, Стрелок» и подобных радарных регистраторов, «Автодория» – исключительно коммерческая система. По данным сайта drom.ru, государственно-муниципальные структуры не закупают данные комплексы, а берут их как бы в аренду. Установку и техническое обеспечение осуществляют специалисты фирмы-производителя, за свой счет. Они же на своих серверах аккумулируют информацию о нарушениях и передают ее в подразделения ГИБДД, которые рассылают штрафные квитанции. Ранее гендиректор компании Антон Куховаренко заявлял, что один регистратор стоит 35 тысяч рублей в месяц. И это, вроде как, единственный канал поступления финансовых средств. Однако существует не подтвержденная официально информация, что «Автодория» получает фиксированную сумму с каждого штрафа. Какова эта сумма, варьируется ли она в зависимости от региона и привязана ли к факту уплаты штрафа – коммерческая тайна.
При этом, по информации федеральных СМИ, «Автодория» аффилирована с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым, выходцем из Татарстана, где он тоже некоторое время возглавлял профильное региональное министерство. Никифоров лично представил «Автодорию» премьер-министру Дмитрию Медведеву, после чего проект и получил «высочайшее одобрение».
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2016, РИА «Новый День»