AMP18+

Екатеринбург

/

В судах – сотни исков, в прокуратуре – вал жалоб Жертвы паводка на Среднем Урале до сих пор ждут компенсаций (ФОТО, ВИДЕО)

На Среднем Урале – вопиющее нарушение обещаний властей о выплате компенсаций пострадавшим от весеннего паводка. Ни один житель шести районов региона, где этой весной был введен режим ЧС из-за масштабного наводнения, до сих пор не получил ни копейки от государства. Лето уже перешагнуло экватор, а жертвам половодья приходиться жаловаться прокурам, судиться, писать письма Путину, но все без толку. О том, насколько плачевно обстоят дела на местах – в нашем материале.

Как передает корреспондент NDNews.ru, в этом году режим чрезвычайной ситуации был введен в Верхотурье, Туринске, Слободо-Туринске, Ирбите, Тавде и в поселке Гари. Причем, в отличие от предыдущих лет, ЧС в ряде районов придали значение федерального масштаба. Это означает, что компенсации пострадавшим от паводка будут выделяться не муниципальными властями или субъектом РФ, а из резервного фонда правительства РФ. Рядовым гражданам, конечно же, об этом с самого начала не сообщили. Вообще этот вопрос вызвал большую путаницу. Главным образом потому, что есть постановление правительства СО (№ 688-пп от 6 августа 2014 года), по которому пострадавшим положено 10 тысяч рублей «моральных» в качестве единовременной компенсации и 50 тысяч в качестве возмещения материального вреда. На него и уповали уральцы, рассчитывая получить средства без задержек, но чиновники на местах только внесли сумбур в процесс.

Жертв паводка – тысячи человек

Власти Ирбита, в частности, выпустили постановление №644 (от 5 мая 2016 года), которое вовсе противоречит указанию региональных властей. Администрация сочла, что 50 тысяч рублей стоит выдать только прописанным в домах (а всем остальным – только через суд). Но даже этих средств граждане не увидели, так как их вынудили предоставить техпспорта, гарантийные талоны, чеки на мебель, бытовую технику и другое имущество. У большинства такие документы не сохранились.

Прокуратура подала на чиновников иск и выиграла суд. Власти обязали выплатить по 50 тысяч руб. каждому пострадавшему. Но в части предоставления чиновникам чеков и прочих документов на поврежденное имущество положение оставили в силе.

При этом только на суде выяснилось, что деньги пойдут не от администрации Ирбита, а из Москвы. «За выплаты отвечает федеральный бюджет. Однако пока порядок предоставления компенсаций не установлен правительством. Соответственно, процесс выплат приостановлен до утверждения этого порядка в нормативном поле», – сообщили NDNews.ru в Ирбитском районном суде.

По официальным данным, после мощнейшего за последние 20 лет наводнения в Ирбите насчитали 87 домов, попавших в зону подтопления, и еще 209 придомовых территорий. Всего пострадавших – 520 человек. Устав ждать помощи, жертвы наводнения написали открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину.

Люди остались без компенсаций

Между тем, еще сложнее ситуация обстоит в Туринске. Здесь, согласно официальным данным, от паводка (тоже федеральное значение) пострадали 1240 человек.

«Это, правда, предварительная цифра – так сказать, первая волна полученных от граждан заявлений, которые изучены и включены в список, направленный в Екатеринбург. В настоящее время он еще корректируется, поскольку есть те, кто по-прежнему доказывает свое право на получение компенсации. Как? Люди пишут жалобы нам, президенту России, идут в суды», – сообщил NDNews.ru ведущий специалист отдела ГО и ЧС администрации Туринского городского округа Станислав Ураев.

Грядущие массовые судебные тяжбы

Масштабы грядущих судебных тяжб поражают. По словам председателя Туринского районного суда Ларисы Демидовой, в настоящее время с исковыми заявлениями самостоятельно обратились 15 человек, еще примерно десяти гражданам правильно оформить документы сейчас помогают сотрудники прокуратуры. «Вместе с тем, по подсчетам, озвученным администрацией городского округа, нам предстоит ждать около 90 исков – примерно столько было выдано гражданам отказов в получении компенсаций. Первые иски были поданы около двух недель назад и продолжают поступать. Пока заседания по ним мы не назначаем», – рассказала собеседница агентства.

Демидова отмечает, что смысл всех исков – требование права на компенсацию, так как дома граждан оказались в зоне подтопления, а также попытка доказать фактическое проживание пострадавших в зданиях. На деле выясняется, что многие не были прописаны в своих домах.

«Каждый иск предстоит рассматривать по отдельности, поскольку много нюансов. Необходимо, главным образом, установить причины, почему человек не был зарегистрирован. Мы сейчас с пострадавшими предварительно встречаемся, обсуждаем все вопросы. Кто-то говорит, что либо денег не было для регистрации, либо не придавали значения прописке. Попросту надеялись на русское «авось», – подметила судья. – Тем не менее, каждый случай изучаем тщательно. В рамках подготовки к заседаниям направляем запросы в различные инстанции, получаем документы. В общем, ведем сбор доказательств, оказываем содействие гражданам, так как многие не понимают действующего законодательства, не подкованы в правовом смысле. Работа предстоит огромная. Такого в нашей практике еще не было, поскольку не было режимов ЧС федерального масштаба».

Из помощи – только древесина

В еще одном пострадавшем от паводка районе – Слободо-Туринском – жертв паводка насчитали более сотни. Местные власти направили списки претендентов на компенсации в Екатеринбург одними из первых – еще в начале июня. Но до сих пор не дождались каких-либо вразумительных ответов. «Честно говоря, понятия не имеем, что будет с выплатами, когда поступят и будут ли вообще, – признался в разговоре с корреспондентом нашего агентства заведующий отделом по делам ГО и ЧС администрации Слободо-Туринского муниципального района Николай Агеев. – У нас признали ЧС федерального уровня. Такого масштабного наводнения не было с 1979 года. 39 домов пострадали, в которых проживает 113 человек. Здания до сих пор не просушились, стоят, проветриваются. Но мы заранее предупреждали всех о грядущем паводке, помогали вывозить ценные вещи, мебель. После половодья проводили межведомственную комиссию, осматривали дома. К счастью, у нас при администрации есть свой оценщик (редкий для муниципалитетов случай – прим. ред.), который делал свое заключение. Нам не пришлось обращаться в сторонние организации или ведомства, а потому весь процесс оказался не длинным».

Пока областные и федеральные власти играют в «молчанку» – чиновники из провинции даже по телефону не могут добиться ответов на насущные вопросы по выплатам, власти пострадавших населенных пунктов пытаются хоть как-то сгладить ситуацию. Например, в Слободо-Туринске жертвам паводка выдаются справки, по которым можно получить дерево – для ремонта пострадавших построек или других нужд. «По документу на один дом положено 25 кубов леса. Люди этой возможностью пользуются – хоть какая-то им помощь», – пояснил Агеев.

Неясность режима ЧС

Тем временем, есть территории, где до сих пор не определились даже с масштабами паводка и ущерба от него. Такая ситуация, в частности, сейчас наблюдается в Тавде.

В отделе по делам ГО и ЧС администрации Тавдинского городского округа разводят руками, указывая на то, что ГУ МЧС РФ по Свердловской области еще не выдало каких-либо официальных документов. «Мы не знаем, какой вообще паводок у нас был – регионального или федерального значения. Тут, конечно, все зависит от масштабов происшествия. Скорее всего, придадут региональный статус. Но надо дождаться заключения от областного МЧС. Пока его нет, мы списки не можем никуда направить по претендентам на компенсации. Но их точно будет больше ста», – говорят в мэрии.

«Да наплевать, без денег – так без денег»

Впрочем, кое-кто из уральцев уже даже не ждет денег. Так, небывалый паводок был в этом году в Гаринском ГО, где режим ЧС сняли только в середине лета. В воде оказалось 17 домов и десятки придомовых территорий. На компенсацию здесь претендуют 49 человек. Два человека заявили о намерении судиться с властями. Остальные, по словам главы Гаринского городского округа Валентины Ермиловой, сказали: «да наплевать, без денег – так без денег». «Нас топит постоянно, но так – первый раз лет за 20. Но раньше вообще никаких выплат не было. Я сама когда-то жила в доме, который топило, мы просто подвешивали вещи к потолку, уходили к родственникам, потом возвращались и ремонтировались. Но это еще при советской власти было. Компенсацию нам первый раз пообещали», – рассказала глава городского округа.

Наконец, последней территорией, где вводили режим ЧС, является Верхотурье. Здесь в воде оказались около 50 домов, стихия смыла старинный мост.

Как рассказал NDNews.ru руководитель отдела по делам Го и ЧС местной администрации Сергей Терехов, настолько масштабный паводок в городском округе был впервые. Документы в итоге на получение компенсаций подали 190 человек. Местные власти передала документы в область, оттуда, по словам Терехова, они уже ушли в Москву – это было в первой декаде июля. Однако и в Верхотурье никакого ответа сверху до сих пор не получено. Жертвы паводка восстанавливают жилье за свой счет.

Екатеринбург, Игнат Бакин, Светлана Загороднева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж, Паводок - 2016,